Светлана Орлова
Педагогический проект деятельности с детьми седьмого года жизни «Выращивание зелёного лука в различных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животных, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Публикация «Педагогический проект деятельности с детьми седьмого года жизни „Выращивание зелёного лука в различных условиях“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Тип проекта : проектно – исследовательский
• Продолжительность проекта : два месяца – февраль, март.
• Место проведения: группа детского сада.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта. Выяснить влияние различных условий на рост и развитие лука.
Задачи проекта :
• воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
• закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
• формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
• выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;
• выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
• развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
• формировать представления об основных закономерностях природы.
• развивать экологическую грамотность детей.
• обогащать словарный запас детей.
• формировать социокультурные и коммуникативные компетенции.
Проблема проекта :
Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Идея проекта : объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой и в огороде летом.
Проект-это пять «П» : 1. Проблема; 2. Проектирование (планирование);
3 - Поиск информации; 4 - Продукт;5 - Презентация.
Шестое «П» проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Предмет информационного поиска: лук, условия его роста и развития.
1 шаг: выбрать одинаковые луковицы (4 штуки).
2 шаг: подготовить посуду для посадки (1 стакан с водой, 3 стакана с землей).
3 шаг: посадить луковицы, поставить на солнечное или в темное место.
4 шаг: в течение двух недель февраля наблюдать за ростом луковиц,
наблюдения записывать в "Дневник наблюдений"
5 шаг: подвести итоги наблюдений, сделать выводы.
2) Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- узнать легенду о луке-шалоте;
- выяснить происхождение и название лука;
- исследовать виды лука.
Объект: Лук – это огородное растение со съедобной луковицей и съедобными трубчатыми листьями.
Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой.
Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Дневник наблюдений.
Опыт № 1. В плодородной почве с поливом на свету.
( цель: выявить потребность растения в питательных веществах)
Опыт № 2. В плодородной почве без полива на свету.
( цель: выявить потребность растения в воде)
Опыт № 3. В плодородной почве с поливом в темноте.
( цель: выявить потребность в освещении)
Опыт № 4 В воде на свету.
( цель: выявить потребность в питательных веществах)
Наблюдение за опытом длилось две недели. Каждая луковица выросла по- разному.
Результаты исследования.
1опыт.
4 февраля 2014 года посадка луковиц в плодородной почве с поливом на свету.
11 февраля 2014 года - зеленые листья длиной 5-6 см.
18 февраля 2014 год - сочные зеленые листья длиной 20 см.
2опыт.
4 февраля 2014 года посадка луковиц в плодородной почве без полива на свету.
11 февраля 2014 года – ничего не выросло.
18 февраля 2014 год - ничего не выросло.
3 опыт.
4 февраля 2014 года посадка луковиц в плодородной почве с поливом в темноте.
11 февраля 2014 года - желтые листья длиной 2-3 см.
18 февраля 2014 год - тонкие желтые листья длиной 16 см.
4 опыт.
4 февраля 2014 года посадка луковиц в воде на свету.
11 февраля 2014 года - зеленые побеги длиной 3 см. Слабая корневая система.
18 февраля 2014 год - сочные зеленые листья длиной 15 см.
Вывод: самый хороший лук – это луковица № 1, выращенная в плодородной почве на свету с поливом. В ней сохранены все процессы жизнедеятельности растения : фотосинтез и необходимые питательные вещества из почвы.
Каждый дошкольник захотел вырастить свой лук, ежедневно наблюдать за тем как он растёт, вести дневник наблюдений, делать в нём зарисовки и записи. Вот что получилось.
Результаты наблюдений.
1 день. Нет изменений.
2 день. Нет изменений.
3 день. Нет изменений.
4 день. Появились маленькие корешки.
5день. Корешки растут.
6 день. Корешки растут.
7 день. Корешки растут.
8 день. Корешки увеличились.
9 день. Появился маленький росток.
10 день. Корешки имеют длину 5 см.
11 день. Появились 2 стрелки.
12 день. Стрелки растут.
13 день. Стрелки становятся длиннее.
14 день. Длина стрелок 2см.
15 день. Стрелки увеличиваются.
16 день. Стрелки увеличиваются.
17 день. Стрелки увеличиваются.
18 день. Стрелки можно срезать.
Вывод: Для нормального роста растений нужна хорошая освещенность, плодородная почва, регулярный полив и нормальный температурный режим.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям: Образовательная область «Познание» :
• Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
• Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
• Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
• Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».
Образовательной область «Чтение художественной литературы»
• Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
• Разучивание пословиц, загадок.
• Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
• Образовательная область «Физическая культура»
Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область «Социализация»
• Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
• Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Выводы: в результате проведенной работы дошкольники поняли и осознали насколько ценен лук.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
• Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
• Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
• Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.
• Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».
Продукт деятельности :
1. Авторский выпуск детского познавательного журнала «Зелёный друг» (занимательные истории о луке; загадки, стихи, пословицы, рецепт детей приготовления винегрета, рецепты мам и бабушек).
2. Дневник Наблюдений.
3. «Готовим винегрет»- мастер-класс с пошаговым приготовлением салата детьми с комментированием и фотографиями.
4. Альбом рисунков «Друзья Чипполино», «Витаминки в корзинке».
Презентация проекта :
1. Педагогическому сообществу- на семинаре, педсовете.
2. На родительском собрании группы.
3. Детскому коллективу сверстников (экскурсия в наш Центр Науки и экспериментирования, посещение выставки рисунков, просмотр журнала «Зелёный друг»)
Литература:
• Разговор о правильном питании: Методическое пособие для учителя, Олма—Пресс, 2000.
• Дурейко Л. И. Питание и здоровье. Минск: Персей, 1999.
• Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М. : Просвещение, 1993.
• Гуркин В. А., Докучаева Г. Н.
«Лук — от 100 недуг» издательства “АиН”1998.
• Николаев Л. Аптека на подоконнике,Феникс 2006
• Надеждина Н. “Где щи, там и нас ищи!”. – М. : Малыш, - 1989.