Олеся Войтенко
Актуализация проблем через воспитание человека средствами дошкольного, общего и дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МБДОУ «Детский сад №43» - «детский сад №33»
Городская научно-практическая конференция
«Актуализация проблем современного образования: воспитание человека средствами дошкольного, общего и дополнительного образования»
Направление «Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания в условиях технологических нововведений»
Педагогический проект
«Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Авторы:
Пивина Ирина Сергеевна,
Публикация «Актуализация проблем через воспитание человека средствами дошкольного, общего и дополнительного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
Войтенко Олеся Станиславовна,
педагог-психолог,
первая квалификационная категория
г. Славгород
2021 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
Актуальность проекта 2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 4
Цель, задачи проекта 5
Этапы реализации проекта 6
План реализации проекта 6
Значимость реализации проекта 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
1. Презентация проекта 6
2. Видеофильм медиафайл
Движение может заменить лекарство –
но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Актуальность проекта
Последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда, педагога-психолога будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для нашего дошкольного учреждения.
Гипотеза
Мы предположили, что интеграция усилий учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей по использованию кинезиологических упражнений позволит обеспечить высокий, надёжный уровень речевого и психомоторного развития дошкольника.
Кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координациюдвижений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга ипередачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения –это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Тип проекта:
педагогический, творческий, долгосрочный.
Участники проекта:
проект реализуют воспитатели и специалисты дошкольной образовательной организации.
Целевая группа:
воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие дефекты речи.
Цель проекта: через совместное использование комплексов кинезиологических упражнений создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной целью и гипотезой, в проекте были поставлены и решались следующие задачи.
Задачи:
-провести аналитический обзор специальной литературы по проблеме интеграции деятельности воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста;
-проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения;
-составить координационный план совместной работы учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей по использованию кинезиологических упражнений;
-сформировать комплексы кинезиологических упражнений для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, внедрить в коррекционную деятельность с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения;
-изготовить сопутствующие дидактические пособия по развитию кинезиологических навыков;
-определить эффективность использования кинезиологических упражнений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дефекты звукопроизношения.
Проект будет реализован через взаимодействие специалистов и воспитателей.
Проект реализуется в три этапа:
1-й этап «Организационный»
Задачи:
Принять участие в вебинарах «Использование современных образовательных технологий в практике коррекции звукопроизношения».
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме эффективности использования различных технологий и методик в области коррекции звукопроизношения.
Провести организационное собрание с воспитателями групп старшего дошкольного возраста
Виды деятельности: сбор информации, материала для реализации идеи
2-й этап «Концептуальный»
На этом этапе происходит расширение спектра методов и приемов профилактической и коррекционной работы.
В рамках этого этапа планируется
Проведение обследования детей с использованием скрининг-методики нейропсихологической диагностики речевой функции, сбор анамнестических данных
Формирование комплексов кинезиологических упражнений, направленных на оптимизацию работы функциональных блоков мозга.
Планируется проведение семинаров-практикумов, открытых занятий для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с целью: обоснования необходимости использования кинезиологических упражнений в практике преодоления дефектов звукопроизношения
Совместная работа воспитателей и специалистов по дифференцированному использованию кинезиологических упражнений в зависимости от того, работу какого функционального блока мозга необходимо оптимизировать, какие гностико-праксические функции развить
В рамках проекта будут проводиться мастер-классы, консультации, кинезиологические занятия, семинары-практикумы, родительские собрания.
Игровые кинезиологические упражнения и задания будут применяться на индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности детей с взрослыми.
3-й этап «Аналитический»
На данном этапе проводится анализ успешности выстроенной системы деятельности по коррекции звукопроизношения. Оценка показателей будет производиться на основании обследования детей с использованием скрининг-методики нейропсихологической диагностики речевой функции.
После завершения всех этапов планируется освещение результатов апробации проекта на итоговом педагогическом совете дошкольной образовательной организации.
Результаты реализации мероприятий будут выражаться в улучшении показателей речевого развития детей, уменьшении количества детей с дефектами звукопроизношения.
План реализации проекта
Этапы Сроки Содержание работы Практические выходы
Организационный Сентябрь Изучение методической литературы:
1. Л. Васильева Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функций скелетных мышц
2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : ТЦ Сфера,2002. – 48с.
3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное
пособие. – М. : ВНИИФК, 1999.
4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. –М. :АРКТИ,2014–60 с
5. Интернет-ресурсы. Анализ изученной литературы.
Содержательный.
Октябрь Работа с детьми:
Диагностика
Разучивание комплекса упражнения по кинезиологии №1,2;
Комплекс упражнений №1,2
Информация в родительский уголок о начале работы проекта.
Ноябрь Разучивание комплекса упражнения по кинезиологии №3,4;
Изготовление пособий по развитию кинезиологических навыков;
Введение кинезиологических навыков в процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Цикл занятий на развитие межполушарного взаимодействия у детей (1-4). Комплекс упражнений №3,4
Отработка кинезиологических навыков на нейротренажере, гемертическом поле, «разноцветные ладошки».
Декабрь Разучивание комплекса упражнения по кинезиологии №5,6;
Введение письменных тренажеров: кинезиологические доски для развития навыка одновременного рисования двумя руками;
Цикл занятий на развитие межполушарного взаимодействия у детей (5-8). Мастер-класс для воспитателей ДОУ.
Январь Разучивание комплекса упражнения по кинезиологии №7,8;
Разучивание кинезиологических сказок;
Цикл занятий на развитие межполушарного взаимодействия у детей (9-10). Презентация проекта на городском уровне.
Февраль Использование кинезиологических упражнений, игр, сказок в работе по автоматизации звуков речи.
Цикл занятий на развитие межполушарного взаимодействия у детей. (11-13). Оформление картотеки упражнений по кинозиологии.
Март
Использование кинезиологических упражнений, игр, сказок в работе по автоматизации звуков речи;
Цикл занятий на развитие межполушарного взаимодействия у детей (14-15). Открытые занятия на логопункте (дистанционно).
Апрель
Кинезиологические игры и упражнения в свободной деятельности детей. Использование пособий, тренажёров. Оформление картотеки упражнений по кинозиологии.
Октябрь Работа с семьёй:
Онлайн консультация по кинезиологии для родителей. Оформление папки-передвижки.
Ноябрь Разработка буклета для родителей. Буклет для родителей (дистанционно).
Февраль Семинар для родителей совместно с детьми «Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
День открытых дверей (видеоконференция).
Сентябрь-май Работа с педагогами:
Сбор информации для составления картотеки упражнений и пособий по кинезиологии, материала по проекту. Составление картотеки. Папка с материалами по проекту.
Декабрь
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проекту. Повышение педагогической компетенции.
Январь
Презентация проекта на муниципальном уровне. Обобщение опыта работы.
Февраль Съемка фильма о проекте.
Видеофильм.
Рефлексивный Март Обобщение опыта работы:
Выступление на научно-практической конференции Презентация проекта и фильма.
Май Отчёт о результатах работы по проекту Выступление на итоговом педсовете.
Педагогическая значимость для детей:
1. Развитие межполушарной специализации.
2. Развитие межполушарного взаимодействия.
3. Синхронизация работы полушарий.
4. Снятие эмоциональной напряжённости.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие способностей.
7. Развитие памяти, внимания, мышления
8. Развитие речи.
Педагогическая значимость для педагогов:
1. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
2. Повышение профессиональной компетентности.
Педагогическая значимость для родителей:
1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Залючение:
Интеграция усилий воспитателей, педагога-психолога и учителя-логопеда, учет данных нейропсихологической диагностики при организации совместной работы позволили достичь более высоких результатов в коррекционно-развивающей работе
Разработаны и внедрены в работу комплексы кинезиологических упражнений, направленные на оптимизацию работы функциональных блоков мозга.
Педагоги включают кинезиологические упражнения в конспекты разных видов занятий, в свободную деятельность детей.
Литература:
1. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с. ;
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с. ;
3. Васильева Л. Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функций скелетных мышц. М. : ТЦ Сфера,2012. – 141с. ;
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : ТЦ Сфера,2002. – 48с. ;
5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебноепособие. –М. : ВНИИФК, 1999.;
6. Интернет-ресурсы.