Ирина Ерошенко
Педагогический проект «Огород на окне»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 32 «Родничок» города Белово
Педагогический проект
Авторы- составители: Ерошенко Ирина Николаевна
2021 год
Содержание
Паспорт проекта….3
Актуальность проекта…. 5
Цели и задачи проекта….6
Этапы реализации проекта. …7
Ожидаемые результаты…8
Краткое описание проекта по этапам….9
Публикация «Педагогический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Формы представления проекта…11
Список литературы…. 12
Приложение…. 13
Паспорт проекта
Наименование проекта «Огород на окне»
Основные разработчики проекта Ерошенко Ирина Николаевна, Шерина Ирина Юрьевна
– воспитатели МБДОУ детский сад №32 города Белово
Цель и задачи проекта Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок, фасоль, горох, цветы, пшеница);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Сроки и этапы реализации проекта I Этап. (Февраль, 2021г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (март, апрель 2021г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2021г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Перечень основных мероприятий Составление плана работы по реализации проекта
Исполнители проекта и основных мероприятий
Воспитатели, воспитанники и родители (законные представители)
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта 1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях для роста и развития растений.
3. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Целевая группа проекта Воспитанники подготовительной группы, родители (законные представители, МБДОУ № 32 «Родничок» города Белово
Актуальность.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.
Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольники приучаются внимательно, относится к живой природе и заботиться о растениях.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных растениях, о их полезных свойствах и на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Дети в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому мы решили посадить свой мини-огород и обогатить витаминами свой обед. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать культурные растения, ухаживать за ними.
Расширять знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лук, чеснок, фасоль, укроп, петрушка, огурцы, томаты, редис, перец, морковь, бобы их строении и условиях, необходимых для их роста).
Цели и задачи проекта
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, чеснок, фасоль, горох, цветы, пшеница);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (февраль 2021г.)
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 2 неделя февраля.
II Этап (март. апрель 2021г.)
Основной (или этап реализации проекта) :
1. Беседы, рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
2. НОД «Царство растений»
Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений.
3. Рассматривание семян
Дать понятие о том, ч4. Практическая деятельность: посадка лука, семян укропа, петрушки.
4. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
то форма и коли
5. Опыт - наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
чество семян у разных растений разное
6. Труд в «Огороде на окне»
Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек
8. Подвижная игра «Вершки и корешки»
III Этап (Май 2021г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях для роста и развития растений.
3. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
7. Активное участие родителей в реализации проекта
Краткое описание проекта по этапам
№
Мероприятия Цели Участники Сроки
реализации
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители. 2 неделя февраля
2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 3 неделя февраля
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели
родители. 3, 4 неделя февраля
2 этап – основной.
4 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели, дети 1 неделя марта
5 Занятие «Дикорастущие и культурные растения» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимодействию с человеком,познакомить с интересными представителями мира растений. Воспитатели, дети 1 неделя марта
6. Практическая деятельность: посадка лука, овса, чеснока (Луковая деревня) Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Воспитатели, дети 2 неделя марта
7. Опыт – наблюдение за ростом лука, чеснока, пшеницы. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зубчиков чеснока, зерна. Воспитатели, дети 2 неделя марта –
4 неделя марта
8. Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели, дети Март-апрель
9. Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатели, дети Март -апрель
10 Рассматривание цветочных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам Воспитатели, дети 1,2 неделя апреля
11 Практическая деятельность: посадка фасоли, гороха, цветочных семян Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. Воспитатели, дети. 3 неделя апреля
12 Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Воспитатели, дети 3 неделя апреля
13 Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Воспитатели, дети 4 неделя апреля
14 Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели, дети Март-апрель
15 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями. Воспитатели, дети Март-апрель
16 Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели, дети Апрель-май
17 Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Воспитатели, дети Апрель
3 этап - заключительный
18 Анализ результативности: Рассказы детей о том как ухаживали за растениями. Продолжить учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий Воспитатели, дети
май
19 Оформление выставки «От семени к ростку» Закрепление полученных знаний Воспитатели, дети май
20 Постановка сказки «Вершки и корешки» Формировать положительное отношение к труду. Воспитатели, дети май
Формы представления проекта
1. Игры – путешествия: Экскурсии в природу: «Где растут растения?»
«Зеленые растения зимой в природе»
2. Занятия в игровой форме
3. Подвижные, дидактические, творческие игры
4. Рассматривание иллюстраций, картин
5. Беседы
6. Чтение художественной литературы
7. Загадки, пословицы и поговорки
Список литературы:
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Книга для воспитателей детского сада/А. К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1991. С. 90-121
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Экология [Текст] : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С. 29.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] : Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О. А. Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.
4. Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О. Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 208 с.
6. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С. Н. Николаева. И. А. Комарова. – М. : Гном и Д., 2005.