Елена Харитонова
Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
• систематизировать знания педагогов по развитию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Публикация «Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
• стимулировать развитие творчества и инициативы
• вызвать желание сотрудничества
Планируемые результаты:
• педагоги повысят методическую и педагогическую грамотность в области детской экспериментально-исследовательской деятельности
• у участников мастер-класса появится желание применять полученные знания на практике
Содержание педагогического практикума:
• Актуальность темы
• Презентация «Детское экспериментирование»
• Практическая часть
• Рефлексия
•
Входя в зал, участники берут из корзин магниты жёлтого или зелёного цвета.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Входя в зал, вы выбирали магниты жёлтого или зелёного цвета. Они будут нашими помощниками. Разделимся на 2 группы: занимайте места за столом, где наклеен круг, соответствующий цвету вашего магнита.
Ведущий: Уважаемые коллеги, поднимите руку те, для кого экспериментирование является увлекательным и естественным процессом. Улыбнитесь те, кто хоть раз экспериментировал со своей внешностью. Хлопните в ладоши те, кто любит экспериментировать на кухне. Мы все такие разные. Но всё же нас объединяет одно, так или иначе мы все экспериментаторы. Педагогический процесс-один большой и интересный эксперимент, результатом которого является полноценная и насыщенная жизнь ребёнка.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Одним из ведущих методов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Педагогам важно в детском саду создать условия для познавательного развития ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире, чтобы развивать «…интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию» для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Роль экспериментирования в развитии ребёнка – дошкольника.
Опыты и эксперименты способствуют :
• формированию у детей познавательного интереса;
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности;
• развитию творческих способностей;
• ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• расширению кругозора детей;
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
• обогащению словарного запаса;
• формированию трудовых навыков;
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Детство — неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю вам включиться в работу и выполнить задания, ответить на вопросы.
•
Игра «Объясни скорее»
• Место, где делают эксперименты. Там какие-то жидкости, стоит много всяких баночек. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. Там изобретают что-то. Всем очень интересно, Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)
• Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень маленькое, оно становится большим. Можно и микробы увидеть. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП)
• Это такая стеклянная трубочка, в неё что-то наливают, в ней всё булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)
• Когда что-нибудь очень маленькое, а через неё всё становится большим. У неё есть стекло и ручка. (ЛУПА)
• Когда хотят что-то узнать, то специально устраивают его, а потом смотрят, что получилось. Бывает, всё получится, а иногда не получается. Делают его, пока не получится. Это интересно и весело. (ЭКСПЕРИМЕНТ)
Мини-лаборатория «Юные экспериментаторы»
Ведущий: Опыты напоминают детям сказочные фокусы. Поэтому они так интересны и вызывают много положительных эмоций. Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю в мини-лабораторию «Юные экспериментаторы». Нас ждут фокусы с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.
Правила безопасного поведения в лаборатории
• Одеваем белые халаты, перчатки
• Предметы и материалы для опытов брать с разрешения педагога
• Аккуратно обращаемся с инвентарём, экспериментальным материалом
• Не шумим – этим мы мешаем другим
• Соблюдаем порядок
Сюрпризный момент.
Ведущий: К нам прилетел Карлсон. Всем известно, что он лучший в мире экспериментатор. Карлсон приготовил задания для педагогов: просит объяснить научную природу опытов.
Практическая часть.
Задание для педагогов: Объясните научную природу данных опытов.
Опыт № 1 «Кувшинки»
Материал:
1. Бумажные цветы.
2. Ёмкость с водой.
3. Карандаши.
Я предлагаю вам понаблюдать за процессом, как распускаются кувшинки. Возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветок на воду лепестками вверх. Надеюсь, мы увидим разницу в бумаге. Ждём, наблюдаем за цветами. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Почему это происходит?
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, лепестки раскрываются. Наблюдая за цветами, сделанными из разной бумаги, могут проследить, какие раскроются первыми, а какие последними. Быстрее раскрываются кувшинка из тонкой бумаги, чем из плотной бумаги.
Опыт №6 «Салют»
Материал:
- лимонная кислота
- пищевые красители
- сода
- стаканчики
- вода
- тарелка.
Проведение:
Развести в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за разноцветным фейерверком над тарелкой.
Вывод: цветная вода с лимонной кислотой попадая в соду вызывает химическую реакцию- выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.
Опыт № 8. «Цветные узоры на молоке»
Материал: Молоко, тарелка, пищевой краситель, ватная палочка, моющее средство.
Ход выполнения:
1. Наливаем в тарелку молока
2. Добавляем любые красители (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке
4. Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться
Объяснение: Молекулы моющего средства вступают в реакцию с частицами жира в молоке, заставляя их перемещаться. Они как бы расходятся от молекул моющей жидкости. По этой причине обезжиренный продукт не подходит.
Ведущий: Готовы сделать пушистый, холодный и очень мягкий снег? Ингредиенты простые и доступные. Никаких опасных составляющих! Рецепты легкие. Чтобы сделать снег своими руками, вам нужно тщательно перемешать между собой следующие компоненты:
Опыт№9 «Снег»
*Снег из ПВА и крахмала
Материал:
2 столовые ложки крахмала,
2 столовые ложки ПВА,
2 столовые ложки серебряной краски.
Процесс: смешиваем все материалы. Мы получили отличный снег для объёмного украшения любой поделки для детского сада или декора предметов интерьер
Рефлексия
• Все ли вам было понятно в содержании практикума?
• Полезна ли была вам данная информация?
• Что было интересно, неинтересно?
• Прикрепить магниты: интересная и полезная информация - чаша знаний; бесполезная, неинтересная информация -мусорная корзина; информация интересная, но надо усовершенствовать- отправляем на переработку.
Буклет «Нескучные эксперименты»
Ведущий: Уважаемые коллеги, надеюсь, что наша встреча была плодотворной.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка –это название темы
2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Ответ:
1. Эксперимент
2. Увлекательный, познавательный
3. Открывает, подтверждает, доказывает
4. Жизнь без экспериментов скучна!
5. Исследование