Татьяна Мокина
Педагогический потенциал совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств
▼ Скачать
Педагогический потенциал совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств
Цель: обосновать педагогический потенциал совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития их лидерских качеств детей.
Задачи:
1. Охарактеризовать разные виды совместной деятельности дошкольников с позиции развития их лидерских качеств.
Публикация «Педагогический потенциал совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми для развития лидерских качеств» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
2. Обосновать роль взрослого (педагога) как руководителя совместной деятельностью старших дошкольников для развития их лидерских качеств.
3. Определить педагогический алгоритм развития лидерских качеств старших дошкольников в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Выдающимися учеными (А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Л. Б. Эльконин и др.) совместная деятельность детей, реализуемая путем общения и активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, рассматривается как основное средство когнитивного и психосоциального развития, универсальный инструмент нравственного воспитания, формирования дружеских связей, навыков взаимопомощи и сотрудничества.
Исследователи (А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова) подчеркивают значение совместной деятельности для развития у дошкольников социально-перцептивных навыков, включающий восприятие, понимание и оценку социальных объектов (себя, других, групп людей, социальных общностей и др.). Основу социально-перцептивных действий составляет восприятие ребенком другого человека, формирование его образа в сознании с последующим познанием для выстраивания взаимоотношений и взаимодействия. Взрослый (педагоги, семья) помогают правильно ребенку понять других людей, обращают внимание на положительные и отрицательные качества, формируют ценностные ориентиры (общественные нормы, правила, с позиции которых ребенок оценивает поведение другого человека. Отношения между детьми в процессе совместной деятельности и характер их взаимодействия зависят от уровня развития социально-перцептивных навыков [38].
В условиях совместной деятельности ребенок осваивает нормы общения, учится согласовывать свои эмоциональные реакции и действия с другими людьми, работать в команде. Педагогов должна интересовать не столько эффективность деятельности группы и участвующего в ней ребенка, сколько педагогическая ценность этого участия. Для формирования социальной компетентности каждого дошкольника принципиально важен собственный, индивидуальный, личностный опыт коммуницирования, получаемый в ходе совместной деятельности и способствующий развитию эмоционального и социального интеллекта [36, 37].
Различные виды совместной деятельности (игровая, художественно-эстетическая, проектно-исследовательская и др.) содержат возможности для социального воспитания дошкольников, развития социально-значимых качеств личности, в том числе, лидерских.
Исследователи в области психологии совместной деятельности (А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, А. Л. Журавлев, И. М. Улановская, А. С. Чернышев и др.) обращают внимание на основные факторы, предопределяющие успех совместной деятельности : организованность группы, содержательные характеристики самой деятельности и лидерство. От уровня согласованности действий участников группы зависит достижение общей цели деятельности. Согласованность действий всех участников как основы организованности группы во многом зависит от готовности детей подчинять личные интересы целям и задачам совместной деятельности. Ученые считают, что лидерство является тем социально-психологическим механизмом, который обеспечивает подчинение личных интересов общей цели деятельности. Для успешности совместной деятельности в составе группы должен находиться кто-то из участников, более компетентный и творческий, нежели остальные, чтобы содействовать созданию общего продукта деятельности. В качестве принципиально значимого момента, исследователи отмечают, что этот субъект должен обладать лидерскими способностями, чтобы принять на себя руководящую роль для достижения группой общей цели [11, 14, 34].
В теории педагогики игровая деятельность в дошкольном возрасте рассматривается как ведущий вид деятельности для формирования положительного отношения к себе, окружающим, приобщения к элементарным общепринятым моральным и нравственным нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развития социально-коммуникативных навыков. Каждый вид игр (подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные) ориентирован на развитие личностных качеств дошкольников. Подвижные игры основаны на правилах, которые нельзя произвольно изменить, поэтому развивают волевые качества личности (активность, самостоятельность, решительность, целеустремленность, выдержка, воспитывают стремление преодолевать трудности. Театрализованные игры (игры-драматизации) предоставляют детям возможность развить артистические способности, освоить средства вербальной и невербальной выразительности для создания художественного образа в соответствии с сюжетом литературного произведения. В процессе руководства театрализованными играми педагог предлагает каждому ребенку исполнить различные по характеру роли, чтобы сформировать желательные качества и социальные навыки поведения посредством игрового опыта. Для развития организационных умений наиболее активным дошкольникам предлагается роль режиссера-постановщика маленького спектакля, для этого следует не только рассказать о роли режиссера, но и обучить детей необходимым действиям. Педагогом подбираются игры с динамичным сюжетом и яркими выразительными характеристиками персонажей.
В процессе подготовки театрального спектакля дети учатся договариваться, устанавливать ролевые отношения, разрешать конфликтные ситуации, включаться в процессы изготовления костюмов, оформления спектакля и др. Педагог учит детей импровизации, включение в основной сюжет дополнительный вариаций действий, персонажей, развивая, таким образом, воображение и творческое мышление. Систематическое участие старших дошкольников в театрализованных играх и руководство педагога являются условием для успешной самостоятельной организации детьми сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры, организуемые самостоятельно детьми, являются показателем уровня сформированности у них социально-коммуникативных навыков, произвольного поведения, организационных умений и навыков, развития воображения и творчества [26].
Для социального развития дошкольников имеет значение длительная, сложная по содержанию творческая коллективная сюжетно-ролевая игра, представляющая собой высший уровень развития игровой деятельности. Для ее организации педагогу необходимо выбрать интересный для детей сюжет, предусматривающий возможность развития посредством внесения изменений, включения дополнительных эпизодов и персонажей, отношения между которыми не должны быть примитивными с типовыми ролевыми диалогами. Сначала воспитатель может взять на себя роль ведущего, показывая детям, как надо развивать сюжет, включать дополнительные эпизоды и персонажи, затем использует советы и предложения по развитию сюжета игры. Во время беседы с детьми, в ходе которой обсуждаются варианты развития сюжета игры, воспитатель отмечает наиболее интересные предложения и просит авторов стать их организаторами. По окончании игры следует вместе с детьми подвести итоги, побуждая каждого ребенка высказать свое мнение, отметить результаты личного участия, выслушать предложения детей по дальнейшему развитию игры (если таковые будут) [22].
Совместная художественно-эстетическая деятельность предполагает создание группой дошкольников общего продукта, например, аппликации, группового портрета, панно из природных материалов и т. п.
Потенциал художественно-эстетической деятельности для развития у дошкольников эмоциональной сферы, творческого мышления, волевой регуляции поведения раскрывается в отечественных и зарубежных исследованиях (Т. С. Комарова, В. Б. Косьминская, Н. П. Сакулина, А. И. Савенков, Е. А. Флерина, N. Brunswig, R. Lamprecht, C. Ricci, D. Selli и др.).
Учеными обоснована роль совместной продуктивной деятельности старших дошкольников в формировании навыков сотрудничества, командного взаимодействия, развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности – важнейших характеристик трансформационного лидерства [24].
В исследованиях отмечается, что для успешности формирования организационных умений старших дошкольников в совместной продуктивной деятельности следует руководящие функции поручить дошкольнику, хорошо владеющему художественными умениями и навыками, чтобы он смог помочь другим участникам в выполнении коллективной работы [29].
Этим подчеркивается необходимость лидеру быть компетентным в области содержания руководимой им деятельности. Поэтому на роль лидера как организатора и руководителя совместной деятельности следует выбирать ребенка, владеющего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного вида деятельности (игровой, продуктивной, трудовой и др.).
Проектно-исследовательская деятельность предусматривают совместную работу над проектом (исследованием) в малых группах и предоставляет ребенку проявить и развить способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Данный вид совместной деятельности предполагает выдвижение на роль руководителя ребенка с высоким уровнем интеллектуального, эмоционального и социального развития. Каждого дошкольника, которому воспитатель предоставляет роль организатора и руководителя совместной деятельностью сверстников, следует обучить приемам организации и руководства, но при условии владения ребенком на достаточно высоком уровне необходимыми для осуществления совместной деятельности умениями и навыками [12].
Для позитивной социализации старших дошкольников и воспитания у них социально-значимых качеств (основ гражданственности, активности, целеустремленности, ответственности и др.) особая роль принадлежит добровольческой деятельности, реализуемой детьми совместно с взрослыми (педагогами, родителями, представителями общественных организаций). Основной целью является становление у детей гражданской позиции, развитие социальной активности, желания участвовать в деятельности, приносящей пользу окружающим [9].
В Примерной рабочей программе воспитания дошкольников отмечается, что успешности решения целей и задач программы необходимо сформировать Сообщество дошкольной образовательной организации, включающее профессиональную, профессионально-родительскую и детскую общности [33].
Профессиональные и детско-взрослые общности формируют социальное пространство отношений в дошкольной образовательной организации, которое рассматривается как педагогический компонент социализации ребенка [20].
Привлечение старших дошкольников к добровольческой деятельности создает условия для формирования профессионально-родительской и детско-взрослой общностей. В процессе разных видов добровольческой деятельности развиваются и укрепляются связи и отношения всех участников, дошкольники приобретают социальный опыт общения и взаимодействия с разновозрастными участниками деятельности, способствующий социально-коммуникативному развитию, осознанному усвоению социально-значимых знаний и воспитанию социально-значимых личностных качеств.
Основу развития лидерских качеств старших дошкольников в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми составляет педагогический алгоритм, включающий следующую последовательность действий:
- ознакомление детей с содержанием понятий: «лидерство», «лидер», «качества лидера» посредством объяснения, рассказа, беседы, демонстрации видеоматериалов, художественных фильмов с тем, чтобы вызвать положительный эмоциональных отклик, сформировать знания о лидерстве и способствовать развитию потребности в овладении лидерскими качествами (подражать лидерам, быть похожим на них);
- предоставление каждому ребенку возможности организации и руководства различными видами совместной деятельности со сверстниками в небольших группах при условии владения необходимыми для успешного выполнения деятельности умениями и навыками;
- систематическое приобщение старших дошкольников к добровольческой деятельности (участие в социально-ориентированных проектах, социальных акциях, подготовке культурно-досуговых и праздничных мероприятий, волонтерству, в том числе, совместно с взрослыми (педагогами, родителями, представителями организаций – социальных партнеров дошкольного учреждения).
В процессе воспитания социально-значимых качеств личности используются следующие методы:
Методы формирования сознания, включают: методы убеждения, методы формирования поведения, методы стимулирования и коррекции сознания и поведения.
Методы убеждения (рассказ, беседа, внушение, доказательство, пример и др.) призваны воздействовать на когнитивную сферу ребенка с целью формирования системы представлений, суждений, ценностных ориентаций. Успешность реализации методов обеспечивается такими условиями, как: авторитетность воспитателя, логичность изложения им своей позиции, опора на личный опыт ребенка, эмоциональное подкрепление (эмоциональный отклик).
Методы формирования поведения (требование, упражнение, поручения, показ образцов и примеров и др., обеспечивают формирование навыков и привычек поведения на основе многократного повторения определенных действий, приводящих к формированию желаемого качества и его закреплению в структуре личности. Данная группа методов связана с различными видами деятельности и применяется в единстве с методами убеждения.
Методы стимулирования и коррекции сознания и поведения (оценка, самооценка, поощрение, осуждение, создание ситуаций доверия, успеха, контроля и самоконтроля, способствующие формированию навыков саморегуляции, рефлексии, контроля деятельности.
Вывод
Изучение педагогического потенциала совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми позволяет сделать вывод о том, что она является эффективным инструментом позитивной социализации дошкольников, развития эмоционального и социального интеллекта, воспитания социально-значимых качеств личности (гражданственности, активности, целеустремленности, ответственности и др., формирования навыков сотрудничества и командного взаимодействия.
Различные виды совместной деятельности и богатство их содержания
предоставляют возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него и соответствующий уровню сформированности его продуктивных навыков вид совместной деятельности и при поддержке педагога проявить свой лидерский потенциал, развить лидерские качества и способности к организации и управлению группой сверстников.
Педагогический алгоритм развития лидерских качеств старших дошкольников в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми включает :
- ознакомление детей с содержанием понятий «лидерство», «лидер», «качества лидера», их социальной значимостью;
- формирование у дошкольников потребности в овладении лидерскими качествами;
- предоставление дошкольникам возможности для проявления и развития лидерских качеств посредством организации и руководства различными видами совместной деятельности со сверстниками;
- систематическое приобщение к добровольческой деятельности (социально-ориентированные проекты, акции, волонтерство) с целью осознанного усвоения социально-значимых знаний и формирования социально-значимых отношений.