Марина Хайбулаева
Влияние знаний о живом организме на формирование бережного отношения к природе у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме «Влияние знаний о живом организме на формирование бережного отношения к природе у детей среднего и старшего дошкольного возраст» был представлен на конкурсе педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ - 2008».
Слайд 1. Последние десятилетия прошедшего века — время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Формировалась концепция экологического образования, начальным звеном которой — и это общепризнанно — является сфера дошкольного воспитания.
Публикация «Влияние знаний о живом организме на формирование бережного отношения к природе у детей» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования — шло развитие понятия экологической культуры.
Еще выдающиеся мыслители и педагоги прошлого такие как, Я. А. Коменский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский придавали большое значение природе как средству воспитания детей: видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; подчеркивали особую роль природы в формировании гармонически развитой личности ребенка, считали логику природы самой доступной, наглядной и полезной для детей. Слайд 2.Академик Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Экологическая культура должна являться целью экологического образования. Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Слайд 3 -4.Новым типом отношения в современное время к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Человек должен рассматриваться, как часть природы, а природа самоценна сам по себе (в старых подходах к экологическому образовании. – человек – царь природы. Формировалось потребительское отношение к природе – польза природы для человека).
Поэтому сегодня необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей уже с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек (как, к сожалению, часто бывает, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения? Прежде всего — пассивность: бережное отношение к ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада, домашнее подсобное хозяйство). Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности. Встречаются дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.
Изучая данную проблему, провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста по экологическому образованию в своей группе. При проведении диагностики за основу взят педагогический мониторинг качества экологического образования в ДОУ, разработанный под руководством Гончаровой Е. В. В процессе обследования я выявляла уровень сформированности отношения у детей к миру живой природы, по следующим показателям: Слайд 5.
1. Особенности представлений детей о многообразии живых организмов: - знания детей о многообразии растительного мира;
- знания детей о многообразии животного мира;
- знания детей о сезонных изменениях в природе;
- человек – биосоциальное существо.
2. Особенности проявления отношения детей к живым объектам к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях:- к животным и растениям группы;
- детей к живым объектам в условиях выбора;
- человек и охрана природы.
3. Умения и навыки детей по уходу за живыми объектами:
- Уход за растениями уголка природы;
- Уход за животными уголка природы;
- Отношение. Слайд 6.Результаты обследования показали, что объем представлений об объектах природы у детей сравнительно невелик. Представления об особенностях поведения, условиях среды обитания, образе жизни зачастую ошибочные или отсутствуют вовсе. Низкий уровень составил 67% детей.
По изучению особенностей отношения детей к живым объектам было выявлено что, проявление заботы о живых объектах у детей имеется, но ограниченное. Понимая, что животное нуждается в пище, дети указали на необходимость кормления диких животных. Дети по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы, некоторые проявляют не устойчивый интерес к объектам природы, другие и вовсе равнодушны к ним(42%) детей– проявляют низкий уровень отношения к живым объектам.
Наблюдение за самостоятельной трудовой деятельностью детей показало, что большинство детей (62%) не владеют умениями и навыками самостоятельно выполнять трудовые процессы по уходу за живыми объектами: не понимали важности достижения результатов.
Данные, полученные в результате педагогического обследования подтвердили необходимость поиска педагогической технологии, позволяющей более эффективно формировать у детей бережное отношение к природе посредством системы знаний о живом организме.
В связи с этим мною были определены цели и задачи моей работы:
Цель: Слайд 7.Совершенствование работы по формированию бережного отношения к живой природе у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи: Слайд 8.
1. Выявить уровень сформированности представлений о живом организме у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
3. Разработать педагогическую технологию формирования бережного отношения к природе, через систему знаний о живом организме.
4. Совершенствовать работу с родителями через использование активных форм взаимодействия.
5. Составить методические рекомендации для воспитателей по воспитанию у детей бережного отношения к миру живой природы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у дошкольников экологических представлений о живом организме, я определила, что наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Исследуя проблему формирования отношения детей к природе ученая Н. Ф. Виноградова обнаружила интересный факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Она объясняет это тем, что ребенку животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках, сходными со своими собственными.
Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе родного края. Поэтому, Гончарова Е. В. – автор программы «Экология для малышей» рекомендует проводить экологическое образование детей с учетом регионального компонента, на объектах ближайшего окружения. Значение знаний о природе для становления положительного отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи.
Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении.
На первом этапе своей работы я формировала у детей представления о живом организме (растениях, животных, человеке – как биосоциальном существе, их взаимосвязях). Учила детей различению таких понятий как «живое», «не живое», их свойств. Дети учились устанавливать взаимосвязи, существующие в среде обитания (между состоянием объектов неживой природы и изменением деятельности растений, поведением животных).
Подводила детей к усвоению трех групп связей:
1) причинно-следственных,
2) последовательных
3) временных
На втором этапе для вхождения ребенка в самостоятельную трудовую деятельность по уходу за живыми объектами важна позиция субъекта детского труда, поэтому передо мной стояла задача научить детей выполнять трудовые процессы, от постановки цели до получения результата. Целостное освоение трудового процесса по уходу за живыми объектами – основное условие для формирования особого отношения к живым объектам.
На третьем этапе проводилась работа по закреплению знаний и умений детей, формировалось осознанно – правильное отношение детей к объектам живой природы при организации различных видов деятельности.
Для систематизации работы по данному направлению мною была изучена психолого-педагогическая литература и разработан перспективный план по экологическому образованию детей средней и старшей группы: как в специально-организованной деятельности, где представлен цикл занятий по формированию и систематизации экологических представлений у детей с учетом регионального компонента, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми с учетом разных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, опытно-экспериментальной деятельности, в процессе наблюдений, бесед, чтении художественной литературы, в праздниках и развлечениях экологического содержания). Так как одним из основных методов экологического образования детей является наблюдение, мною был разработан перспективный план наблюдений на прогулке с учетом природо-климатических особенностей нашего региона.
В процессе реализации данной системы работы, мною осуществлялось создание необходимых условий: создала уголок природы; подобрала растения с учетом рекомендуемых детям по возрасту; оформила паспорта комнатных растений, приобрели аквариум и рыбок; создали условия для проведения элементарных опытов.
Так же для создания развивающей экологической среды в группе, мною были оформлены наглядно-дидактические пособия:
- коллаж «Лес», «Портреты месяцев» которые направлены на формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе,
- «Этажи леса», «Пищевые цепи (кто кого ест в лесу)», «Чьи следы?» - модели способствующие уточнению представлений о приспособлении живых существ к природным условиям, обозначающие разные среды обитания, особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде ;
- использовала графико-схематические модели: «Рост и развитие живого организма», «Модель функций органов живого», «Основные признаки групп животного мира» способствуют выделению существенных признаков, для объединения нескольких объектов в одну группу, «Условные обозначения по уходу за растениями», «Модель аквариума», «Условия необходимые для жизни аквариумных рыбок», «Этого не следует делать в лесу»- направлена на формирование правил поведения человека в лесу, «Модель трудового процесса по уходу за комнатными растениями» - способствует определению действий и их последовательности в процессе ухода за живыми объектами;
- совместно с детьми и родителями созданы альбомы «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», которые способствуют накоплению, закреплению и обобщению знаний о животных и растениях как живых существах.
Основной формой моей педагогической работы по формированию экологических представлений являются занятия – как ведущая форма фронтального обучения детей. Занятия позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Мною используются разные виды занятий: занятие - наблюдение, обучение детей труду в природе, составление рассказов, этические и обобщающие беседы. (Слайд 9)
Одновременно мной осуществлялся поиск эффективных форм, методов и приемов обучения детей на занятиях: включения в них дидактических игр, игровых обучающих ситуаций (Комарова, Никовлаева С. Н., эколого-психологических тренингов (Л. В. Моисеева, М. С. Копысова, а так же наблюдения за объектами природы, элементами практических действий по уходу за живыми объектами уголка природы. Использую в своей работе комплексные занятия, которые в наибольшей степени отвечают психологии детей дошкольного возраста. Комплексные занятия предусматривают сочетание различных воспитательно-образовательных задач и включение в них разных видов деятельности, что помогает дошкольникам с наименьшими физическими и психическими затратами усвоить относительно большой материал.
Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе. С этой целью используются наблюдение, рассматривание картин. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного про-изведения, повторные наблюдения, опыты. И, наконец, занятия, связанные с обобщением и системати-зацией знаний детей о природе. С этой целью проводятся беседы, дидактические игры, моделирование, обобщающие наблюдения. Для закрепления знаний используются труд и игра.
Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется такая форма работы с детьми, как труд в природе, который организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, наметить последовательность операций, распределяя их по времени и между участниками труда, оценивать результаты, здесь я использую пооперационные карты (Слайд 10-39).Дошкольный возраст называют возрастом чувственного познания окружающего. Некоторые дети отличаются недостаточным развитием системы эмоционально-чувственного восприятия.
В связи с этим я решила использовать в своей работе новую, возможно более эффективную форму экологического образования дошкольников – эколого-психологические тренинги. Эколого-психологические тренинги – это комплексная форма коррекции экологического сознания личности в соответствии с целями экологического образования. В ходе эколого-психологического тренинга реализуются две цели: первая – формирование гуманного отношения личности к миру природы) и вторая – обеспечение личностного саморазвития и личностного роста воспитанников. Цикл тренингов способствует созданию особых возможностей для приобретения детьми психологического опыта общения с миром природы.
Основной метод, используемый мной в работе по формированию у детей экологических представлений, является метод моделирования, т. к. процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы. Решить успешно эти задачи помогает метод моделирования.
Систему работы по формированию бережного отношения детей к природе я осуществляла во взаимодействие с семьей, разработала консультации по формированию экологической культуры «Любите природу!», серию рекомендаций родителям, позволяющие проводить индивидуальные консультации по формированию экологических представлений у детей, что позволило повысить их педагогическую компетентность в вопросах экологического образования. Для включенности детей и их родителей в переживание событий, в осознание экологических проблем, внедрила в свою педагогическую практику такую современную форму работы как экологические акции. Мои воспитанники и их родители являются активными участниками различных акций и конкурсов, организуемых в детском саду: «Озеленяем детский сад. Присоединяйтесь!», «Сбережем зеленую елочку» и конкурса рисунков проводимых в рамках группы «Укрась наш участок цветами!» 2007г. Родители ежегодно принимают активное участие в организации и проведении осенней ярмарки «Дары Осени», оснащении уголка природы в группе, уголка дежурств (шили фартуки, приносили землю для пересадки комнатных цветов, помогали в оформлении клумб для цветов на участке детского сада, приносили рассаду и семена.
С целью выявления эффективности проведенной системы работы по ознакомлению детей с живым организмом, я провела итоговый педагогический мониторинг качества экологического образования на конец учебного года, где использовался тот же материал для обследования уровня экологической компетентности детей среднего дошкольного возраста.
Слайд 40-41
Результаты диагностики показали, что у большинства детей сформировался устойчивый познавательный интерес к живым объектам, наблюдается обогащение эмоционально-положительного опыта отношения к природе. У большинства детей проявлялось доброжелательное, гуманное отношение к любым живым существам, окружающим его.
Динамика овладения детьми знаний о трудовом процессе по уходу за живыми объектами исследовалась в наблюдении за отношением детей к живым существам в уголке природы. Практически все дети могли самостоятельно определить цель и результат труда, правильно выбирают объект для трудовой деятельности. отбирают необходимый материал, добиваются результата поставленной цели.
Таким образом, сравнение результатов педагогического мониторинга на начало и конец года свидетельствуют о том, что в показателях эмоционально-положительного опыта отношения детей к природе произошли значительные позитивные изменения, что является результатом планомерно выстроенной системы работы по формированию бережного отношения детей к миру живой природы.
Слайд 42
Планируемая работа на перспективу:
1. Продолжать расширять представления детей о многообразии природных явлений, помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять знания о живой и не живой природе, её основных свойствах – на занятиях, в беседах, в дидактических играх.
2. Продолжать приобщать детей к уходу за живыми объектами уголка природы, учить наблюдать за ними, выявлять изменения, учить детей выполнять трудовые действия, используя при этом:
- пооперационные карты «модель трудового процесса» - учить ставить цели, выбирать предмет труда, отбирать орудия труда, последовательно выполнять трудовые действия, получать результат труда.
- дидактические игры «Путаница», «Как помочь растению», «Как узнать растение».
3. Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе, через дидактические игры «Когда это бывает», «Времена года»; беседы, наблюдения в природе.
4. Продолжать формировать экологические представления у детей старшего дошкольного возраста, с учетом регионального компонента, используя в работе с детьми:
- рабочие тетради «Экология для малышей» Гончаровой Е. В. ;
- использовать наглядно-иллюстрационный материал: графические модели, схемы, плакаты, экологические пирамиды, календари-природы.
- эколого-психологические тренинги; чтение художественной литературы – произведения Бианки, Пришвина, Толстого, Пушкина, Есенина, Фета, Некрасова и других;
- экологические праздники, развлечения, акции «Сбережем зеленую елочку», «День земли», «Поможем городской синичке».
[/IMG]