Савинова Татьяна Васильевна
Педагогический опыт воспитателя «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой плодотворное сотрудничество педагогов и воспитанников, направленное на раскрытие и формирование в детях духовных и нравственных качеств. Оно предполагает погружение в истоки национальной культуры и религии региона, сближение с родной природой и развитие чувства причастности к истории, культуре и ведущей религиинашей страны.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, чтосовременныедети находясь в условиях глобальной информатизации, не могут справиться с мощным потоком сведений, и поэтому у них чаще всего остаются только сиюминутные образы, смысл которых не подвергается осмыслению. Это приводит к тому, что дошкольники недостаточно осведомлены о родном городе и стране, народных традициях, часто проявляют равнодушие к близким людям и не всегда способны сопереживать чужому горю. К сожалению, работа с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания в семьях воспитанников также оставляет желать лучшего.
Музейная педагогика в системе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является инновационным методом познания окружающего мира. Погружение в атмосферу прошлого позволяет детям понять ценности и устремления наших предков, их мечты, заботы и стремления.
Центральным элементом духовно-нравственного воспитания выступает активная деятельность самих детей. Важно, чтобы дошкольники осознавали значимость и необходимость своих усилий. В музейно-образовательном процессе ребенок не является пассивным наблюдателем, а превращается в главного исследователя, участника познавательного процесса. Естественное детское любопытство подталкивает детей к тактильному взаимодействию с предметами, к желанию понять их назначение и функционирование. Такой подход позволяет расширить кругозор ребенка, развить его творческие способности и чувство сопричастности к культурному и духовному наследию.
Ведущей педагогической идеей является внедрение музейной педагогики как эффективного инструмента формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством активной деятельности, в которой они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений, как в пределах своего детского сада, так и в ближайшем социальном окружении.
К сожалению, музейная педагогика редко используетсяпедагогами образовательных учреждений в работе с детьми, и зачастую носитэпизодический характер. Поэтому, использование данной технологии в системе развитиядуховно-нравственного воспитания и развития детейявляется актуальной проблемой в современной педагогике.
Наличие теоретической базы опыта
Остановимся на ключевых идеях и концепциях, влияющих на современные подходы к воспитанию в образовательном процессе, в том числе и в духовно-нравственном направлении воспитания дошкольников.
Анализ теоретических основ духовно-нравственного воспитания личности в контексте музейной педагогики выявляет наличие определённойметодологической базы. Данная база формируется на основе теоретических позиций ведущих специалистов в области музейной педагогики, таких как Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич, М. Ю. Рыжова и А. И. Данюкова. Кроме того, к методологической базе относятся методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, разработанные М. Ю. Коваль и О. В. Дыбиной. Педагоги О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько и И. Ф. Свадковский подчеркивают, что нравственное воспитание в условиях дошкольного учреждения играет важную роль в формировании у детей возрастных нравственных представлений, чувств и поведения.
Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческимценностям раскрывают Л. М. Захарова, А. А. Харитонова, С. В. Васильченко, И. А. Шпаченко,рассматриваютмузейно-педагогическуюдеятельностькаксоциокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств вэкологическом воспитании детей обращает внимание П. В. Аксенова.
Диссертационное исследование И. А. Княжевой, посвященное педагогическим условиям воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста. В работе милосердие определяется как совокупность умений: сопереживать обиженным, слабым, маленьким, больным; бескорыстно помогать нуждающимся без понуждения; жертвовать чем-то значимым ради других.
Анализ нормативных документов, регулирующих деятельность дошкольных учреждений, демонстрирует потенциал использования музейной педагогики в контексте ранней социализации и саморазвития детей.
Музейная педагогика способствует приобщению к универсальным ценностям, поощряет взаимодействие с семьи и учреждения с целью обеспечения всестороннего развития ребенка. Она также играет важную роль в формировании гражданской позиции, национального самосознания и патриотических чувств, а также в развитии нравственной, эстетической и экологической культуры.
Новизна опыта состоит в построении целостной системы духовно-нравственного образовательного пространства по средством музейной педагогики.
Цель работы:создание системы работы по организации музейного пространства в духовно-нравственном воспитании детей.
Задачи работы:
Образовательные:
- приобщение дошкольников к элементарным общепринятым социальнымкультурным нормам и правилами межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
Развивающие:
- развитие у обучающихся позитивных установок на музейную деятельность, приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям и социальным нормам;
-развитие у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
Воспитательные :
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
-формировать у детей уважительное отношение к народной культуре,традициям, обычаям русского и мордовского народа, народному творчеству.
Технология опыта.
Внедрение музейной педагогике всистему духовно-нравственного образовательного пространства проходило по нескольким направлениям.
1. Создание музейных экспозиций в группе.
2. Работа в мини-музее «Мордовская изба» детского сада.
3. Виртуальные экскурсии.
4. Выездные экскурсии благодаря сотрудничеству с музеями города.
По первому направлению в группе был создан интерактивный музейный проект, реализованный в формате "мини-музея в сундучке", посвященный таким праздничным датам, как День Матери, Рождество Христово, День православной книги, День Победы, День города.
Такая форма музейной педагогики представляет собой один из наиболее интересных и эффективных подходов к ознакомлению детей с историей. Главным преимуществом "мини-музея в сундучке" является его интерактивность: дети могут не только рассматривать экспонаты, но и прикасаться к ним, примерять их, что позволяет им глубже погрузиться в изучаемую тему.
Кроме того, мобильность и компактность проекта позволяют его легко перемещать и использовать в различных местах группы, адаптируя содержание под праздник и возраст детей. "Мини-музей в сундучке" был интегрирован и в различные виды деятельности: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, образовательные занятия, праздники и развлечения.
В нашем проекте, получившем название "Праздник в сундучке", приняли участие дети, родители и педагоги. В процессе создания музея к каждому празднику были различные предметы, книги и поделки. Так, например, ко Дню Матери были подобраны поделки, выполненные мамами наших воспитанников, ко Дню Победы были собраны подлинные фронтовые предметы, а также макеты военной техники. К Рождеству Христову силами родителейподобралиразличные фигурки Ангелов, изготовили макет рождественского вертепа.
К каждому экспонату был подготовлен краткий рассказ, понятный детям. Вместе с воспитанникамимыразрабатывали экскурсионный маршрут и проводили экскурсию для детей младших групп.
"Мини-музей в сундучке" активно использовался в работе с детьми на протяжении двух лет, пополняясь новыми экспонатами, рисунками и поделками детей.
Обратимся ко второму направлению, которое предполагало проведение воспитательно - образовательной работы в мини-музее «Мордовская изба» детского сада. В применение мини-музея в данном случае был избран фокус на народных промыслах и традициях. Для возрождения и развития народных традиций необходимо осознать важность знакомства детей соисторическим прошлым в системе дошкольного образования. Так, например, мы видим, как настоящее время народные игрушки стремительно вытесняются иностранными аналогами (куклы Барби, роботы и др., что представляет собой серьезную проблему. Поэтому ряд занятий в мини-музее был посвящен Тавлинской игрушке, экспонаты которых представлены здесь в большом количестве.
В музее «Мордовская изба» образовательный процесс построен на сочетании теоретической и практической составляющих. Вначале экскурсии дети получают познавательную информацию об экспонатах музея. Во второй части экскурсии знания закрепляются посредством практических занятий. Дети самостоятельно выполняют различные задания, связанные с художественно-творческой деятельностью, размещением экспонатов, составлением их описаний и т. д. Также использовались и нестандартные формы проведения экскурсий: диалоги, фантазийные путешествия, конкурсы. Для родителей предусмотрены совместные с детьми мастер-классы по изготовлению экспонатов.
Виртуальные интерактивные экскурсии – еще одна из форм музейной педагогике, которую мы использовали для развития духовно-нравственных чувств у дошкольников.
Использование фотографий, аудио- и видеоматериалов, презентаций представляют собой увлекательный инструмент обучения для детей. Они способствуют активному вовлечению дошкольников в познавательный процесс, стимулируя восприятие информации с экрана монитора, ответы на вопросы и обмен личными впечатлениями. Важно и то, что педагог самостоятельно формирует необходимый для данной темы видеоряд и подбирает вопросы, способствующие более глубокому пониманию и осмыслению увиденного. Примерами таких экскурсий являются экскурсии на тему: "Путешествия по Городам воинской славы", "Заповедная Мордовия" и "Широка страна моя Россия".
Следует подчеркнуть, что виртуальные интерактивные экскурсии не могут полностью заменить реальные посещения музеев. Несмотря на свои достоинства, они не способны передать те эмоции и впечатления, которые дети получают от непосредственного взаимодействия с экспонатами.
Организация экскурсий в музей для дошкольников является непростой задачей, требующей тщательной подготовки и продуманной логистики.
При планировании интересных и познавательных экскурсий мы руководствуемся рядом принципов.
В первую очередь, мы устанавливаем тесное сотрудничество с администрацией музея, что позволяет нам выбрать экскурсовода, имеющего опыт работы с детьми дошкольного возраста. Такой подход гарантирует, что экскурсия будет увлекательной и насыщенной интересными рассказами об экспонатах музея.
Родители всегда своевременно информируются о предстоящей экскурсии и приглашаются принять участие в ней вместе со своими детьми.
Перед посещением музея дети проходят подготовительную работу. Они уже знакомы с понятием "музей" и правилами поведения в нем, поэтому мы активизируем имеющиеся знания и побуждаем детей запомнить как можно больше информации об экспонатах и интересных фактах, которые они услышат во время экскурсии.
После посещения музея дети делятся своими впечатлениями с друзьями и родителями, а также отражают свои эмоции в творческой деятельности.
Музей для ребенка – это запоминающееся событие, которое помогает ему окунуться в мир традиционной культуры и историко-художественного наследия, способствуя его всестороннему развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности.
Таким образом, мы убеждены, что музейная педагогика в детском саду является одним из эффективных методов воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
Результативность опыта
В заключение своего исследования я пришла к выводу о том, что включение музейной педагогики является эффективной формой организации образовательного пространства, которая является важным инструментом формирования духовно-нравственных и патриотических качеств у дошкольников, способствует развитию у детей творческого познавательного мышления, исследовательских навыков и врожденного стремления к знаниям.
В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активностидошкольников в начале и в конце данной работы прослеживается положительнаядинамика. На начало проекта высокий уровень познавательной активности составлял 32%,средней 46%, а низкий 22%.На конечном этапе моей работы высокий уровеньпознавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%. Детипроявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческаяактивность, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи. Использование музейной педагогики способствовало так же и тесному взаимодействию детского сада и семьи.
Практическая значимость опыта
Значимость данного опыта заключается в его способности разнообразить качество воспитательного процесса и способствовать развитию у детей важных духовно-нравственных качеств. Использование музейной педагогике позволяет педагогам искать и внедрять новые, эффективные методы работы в сфере духовно-нравственного воспитания. Предложенная система может быть адаптирована и использована другими специалистами в области дошкольного образования для формирования у детей моральной устойчивости и развития их духовно-нравственных ценностей посредством эффективного использования различныхформ музейной педагогики.
Перспективы применения опыта в массовой практике.
Предоставление полученного опыта на персональном сайте и сайте МАДОУ.
Публикация статьи в электронном педагогическом журнале «Вестник Просвещения» на тему: «Роль музейно-педагогической деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста»
Работа по данному направлению строится на использовании следующих источников:
1 Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2013 - № 2 -С. 32-37.
2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. и др. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-пресс 2006г.
3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009 - N11. - С. 24-293.
4. Морозова Н. А., Мельникова О. В. Музейная педагогика. – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. – 223с.
5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детскомсаду. М: Линка-Пресс, 2004
6. Свешникова Е. «Музей в детском саду : организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007).
7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. -2007 - N 10 - С. 44-50.