Лучший педагог года

Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе

Валентина Алексеевна Гончарова
Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Светлана» г. Георгиевск»

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Публикация «Педагогический опыт внедрения воспитательной практики „Жили-были сказки“ в систему работы по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

Мои воспитанники живут в мире новейших технологий, современного ребенка окружают телевидение, компьютеры, планшеты, телефоны. Живое общение ребенку заменяют гаджеты. А ведь именно исследования А. М. Бородича, Т. А. Макаровой, В. В. Гербовой, О. И. Соловьевой доказывают, что речевое развития детей дошкольного возраста зависит от уровня общения.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы, активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны, лишь формально, словарный запас скуден.

Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логической последовательности расположения, структурирования высказываний, в их языковом оформлении.

Учитывая данные факты, необходимо было сделать так, чтобы процесс развития речи для моих воспитанников стал интересным, занимательным, развивающим, чтобы дети эмоционально были открыты для общения.

Я обратила внимание на то, что мои воспитанники стремятся сочинять рассказы на определенные темы, готовы с интересом рассказывать их взрослым, если они говорят о сюжете своих рисунков. Пусть их рассказы бедны выразительными средствами, в них отсутствуют простые распространенные и сложные предложения, но это эмоциональные рассказы, придуманные самими детьми. Они не дублируют образец воспитателя. Они идут от души и детям этот вид деятельности интересен.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.

В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Для развития речевой активности детей я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод игрового рисования.

На первом этапе работы по данному направлению я каждый день приношу в группу «волшебные» листы бумаги, на которых дети могут рисовать различные истории, а затем рассказывают их мне. Я записываю все это без изменений и поправок. Утренний рисунок - это особое состояние ребенка, это его, внутреннее, личностное. Если ребенок рассказывает тебе, значит, доверяет, если доверяет, значит, открыт для общения. А общение помогает в развитии речевой активности воспитанника, и процесс развития речи будет идти успешнее. Рисунок - это письменная речь ребенка. Все рисунки мы вместе с детьми собираем, а затем изготавливаем книгу, которую назвали «Жили – были сказки». Книгу могут читать родители, педагоги других групп и, конечно же, сами дети.

Вторым этапом моей работы по развитию речи своих воспитанников (5-6 лет, старшая группа) стало соединение детского рисунка и технологии составления описательного рассказа по картине (рисунку) Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н.

Для составления рассказа по рисунку необходимо было подготовить запас слов, сформировать умение определять состав рисунка. С этой целью выделялись объекты, изображенные на рисунке и с помощью игр к ним подбиралось словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д. В этом мне помогали игры – «Подзорная труба», "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.

Алгоритм мыслительных действий ребенка при определении состава рисунка

Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

Моделирование объектов.

Группировка по заданному признаку.

Обобщение перечисленных объектов.

Рефлексия.

Далее мы упражнялись в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на рисунке, используя такие творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и "объясняют" ему, что стол и кувшин объединились потому, что кувшин стоит на столе. Творческое задание -"Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: "Щенки дружат между собой, потому что детки одной мамы - собаки и любят вместе играть". "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". Пример: "Яблоки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть".

Далее дошколята учились составлять рассказы фантастического характера по мотивам изображенного на рисунке: рассказ об отдельном взятом объекте и его изменениях во времени, рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельной выбранной характеристикой, сказки по мотивам содержания картины. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по рисунку основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по рисунку. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Сформировав умение подбирать образные слова, рассматривать рисунок с позиции ее состава, научившись придумывать рассказы по картине фантастического характера, мы будем формировать умение воспринимать объекты картины разными органами чувств. Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс. Все игровые упражнения я провожу в индивидуальной или подгрупповой совместной деятельности с детьми. А затем данные упражнения включаю в НОД при составлении описательных рассказов по картине. За время работы по данной практике мои воспитанники стали с интересом подходить к процессу придумывания рассказов, применяют при рассказывании образные выражения, аналогии, сравнения. В результате использования данной воспитательной практики (с сентября по декабрь, уровень развития связной речи детей 5-6 лет повысился на 8%. Такой показатель подтверждает эффективность использования данной воспитательной практики.

Публикации по теме:

«Жили-были малыши…»«Жили-были малыши…» Я люблю свой детский сад! В нем полным-полно ребят. Вот такие мы пришли в группу "Бусинки". Правда, ведь маленькие, как бусинки? В нашем.

Досуг-развлечение «Жили-были Лягушкины»Досуг-развлечение «Жили-были Лягушкины» В чаще леса, посреди лесного болотца, жили-были Лягушкины: папа – Квакун Иванович, мама – Зеленуха Петровна и их дочурка – Лягушкина.

Фотоотчет о празднике «Жили-были крестьяне»Фотоотчет о празднике «Жили-были крестьяне» «Жили - были крестьяне» В нашем МБДОУ Детский сад №4 «Березка» мы знакомим детей с истоками русской народной культуры, стараясь выяснить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жили-были три королевы» для детей среднего возраста Цель: дать представление детям, что нас окружает живая и неживая природа. Программное содержание: - Учить детей называть объекты живой и.

Конспект НОД по ФЭМП «Жили — были геометрические фигуры» в младшей группеКонспект НОД по ФЭМП «Жили — были геометрические фигуры» в младшей группе Стук в дверь, входит почтальон, приносит письмо. Воспитатель читает детям письмо, где геометиические фигуры просят о помощи ребят: помочь.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Оформление выставки книг «Жили-были сказки…»Оформление выставки книг «Жили-были сказки…» Согласно комплексно-тематическому плану январь у нас пройдёт в сказочной атмосфере, ведь тема января "В гостях у сказки". Детей подготовительной.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» [/b][/i] Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи: Образовательные - закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 17 января 2023 в 15:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД