Валентина Алексеевна Гончарова
Педагогический опыт внедрения воспитательной практики «Жили-были сказки» в систему работы по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Светлана» г. Георгиевск»
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Публикация «Педагогический опыт внедрения воспитательной практики „Жили-были сказки“ в систему работы по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Мои воспитанники живут в мире новейших технологий, современного ребенка окружают телевидение, компьютеры, планшеты, телефоны. Живое общение ребенку заменяют гаджеты. А ведь именно исследования А. М. Бородича, Т. А. Макаровой, В. В. Гербовой, О. И. Соловьевой доказывают, что речевое развития детей дошкольного возраста зависит от уровня общения.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы, активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны, лишь формально, словарный запас скуден.
Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логической последовательности расположения, структурирования высказываний, в их языковом оформлении.
Учитывая данные факты, необходимо было сделать так, чтобы процесс развития речи для моих воспитанников стал интересным, занимательным, развивающим, чтобы дети эмоционально были открыты для общения.
Я обратила внимание на то, что мои воспитанники стремятся сочинять рассказы на определенные темы, готовы с интересом рассказывать их взрослым, если они говорят о сюжете своих рисунков. Пусть их рассказы бедны выразительными средствами, в них отсутствуют простые распространенные и сложные предложения, но это эмоциональные рассказы, придуманные самими детьми. Они не дублируют образец воспитателя. Они идут от души и детям этот вид деятельности интересен.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.
В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Для развития речевой активности детей я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод игрового рисования.
На первом этапе работы по данному направлению я каждый день приношу в группу «волшебные» листы бумаги, на которых дети могут рисовать различные истории, а затем рассказывают их мне. Я записываю все это без изменений и поправок. Утренний рисунок - это особое состояние ребенка, это его, внутреннее, личностное. Если ребенок рассказывает тебе, значит, доверяет, если доверяет, значит, открыт для общения. А общение помогает в развитии речевой активности воспитанника, и процесс развития речи будет идти успешнее. Рисунок - это письменная речь ребенка. Все рисунки мы вместе с детьми собираем, а затем изготавливаем книгу, которую назвали «Жили – были сказки». Книгу могут читать родители, педагоги других групп и, конечно же, сами дети.
Вторым этапом моей работы по развитию речи своих воспитанников (5-6 лет, старшая группа) стало соединение детского рисунка и технологии составления описательного рассказа по картине (рисунку) Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н.
Для составления рассказа по рисунку необходимо было подготовить запас слов, сформировать умение определять состав рисунка. С этой целью выделялись объекты, изображенные на рисунке и с помощью игр к ним подбиралось словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д. В этом мне помогали игры – «Подзорная труба», "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.
Алгоритм мыслительных действий ребенка при определении состава рисунка
Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
Моделирование объектов.
Группировка по заданному признаку.
Обобщение перечисленных объектов.
Рефлексия.
Далее мы упражнялись в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на рисунке, используя такие творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и "объясняют" ему, что стол и кувшин объединились потому, что кувшин стоит на столе. Творческое задание -"Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: "Щенки дружат между собой, потому что детки одной мамы - собаки и любят вместе играть". "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". Пример: "Яблоки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть".
Далее дошколята учились составлять рассказы фантастического характера по мотивам изображенного на рисунке: рассказ об отдельном взятом объекте и его изменениях во времени, рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельной выбранной характеристикой, сказки по мотивам содержания картины. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по рисунку основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по рисунку. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Сформировав умение подбирать образные слова, рассматривать рисунок с позиции ее состава, научившись придумывать рассказы по картине фантастического характера, мы будем формировать умение воспринимать объекты картины разными органами чувств. Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс. Все игровые упражнения я провожу в индивидуальной или подгрупповой совместной деятельности с детьми. А затем данные упражнения включаю в НОД при составлении описательных рассказов по картине. За время работы по данной практике мои воспитанники стали с интересом подходить к процессу придумывания рассказов, применяют при рассказывании образные выражения, аналогии, сравнения. В результате использования данной воспитательной практики (с сентября по декабрь, уровень развития связной речи детей 5-6 лет повысился на 8%. Такой показатель подтверждает эффективность использования данной воспитательной практики.