Светлана Медведева
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Наиболее эффективное средство для этого -изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, и в рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Основная идея
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, которые им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Ведущей педагогической идеей я вижу в развитии индивидуальной работы каждого ребенка, от их движений, разнообразия, форм, а затем к созданию данного образа в рисунке. Главной идеей формирования моего опыта, я выбрала направлением в своей работе - использование в рисовании нетрадиционных техник рисования. Данный способ рисования удовлетворит у детей любопытство, поможет преодолеть такие качества. как боязнь, неумелым и т. д. Нетрадиционное рисование доставляет детям много положительных эмоций, развивает творчество и фантазию.
Теоретическая база опыта.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Основная программа, по которой я работаю - это авторская программа И. А. Лыковой "Цветные ладошки". В программе представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей. Все занятия по программе И. А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат много занятий с использованием нетрадиционных техник : например- рисование по мокрой бумаге, рисование ватными палочками, рисование палочками и трубочками, рисование ладошкой, рисование на ткани, рисование щёткой и др.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
5. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.
7. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1988
8. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
10. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002
Изучая различные источники, для работы с детьми я составила «Планирование по нетрадиционной технике рисования», которая ежегодно проводиться с детьми в ДОО в своей работе.
Новизна
Новизной опыта при планировании воспитательно - образовательной деятельности работы с детьми дошкольного возраста является использование нетрадиционных техники рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте, чтобы сформировать творческую личность и помочь ребенку найти вдохновение для творчества в окружающем мире. Нетрадиционных способы рисования ранее использовались очень редко, как отдельные элементы на занятиях по рисованию. На мой взгляд их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности детей, систематизации занятий и игровых упражнений.
Изучая различные источники, для работы с детьми я составила «Планирование по нетрадиционной технике рисования», которая ежегодно проводиться с детьми в ДОО в своей работе в зависимости от данного возраста детей. Это - рисование тычком, раздувание красок, кляксография, ниткография, печать из листьев, рисование по мокрому, рисование солью, рисование покрой бумагой, рисование по ткани, рисование щеткой, рисование вилкой и ложкой.
Технология опыта
Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
В ходе проведения творческой работы мною был определен ряд задач:
-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;
-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей дошкольного возраста.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
Распределение техники по возрастным группам:
С детьми младшего дошкольного возраста использую - рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками.
С детьми среднего дошкольного возраста использовала- тычок жесткой кистью, печать поролоном, рисование свечой, кляксография.
С детьми старшего и подготовительного возраста использовала- рисование мятой бумагой, рисование на ткани "Батик", монотипия, рисование нитками, рисование трубочкой, набрызг, рисование солью.
В своё м работе я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
1. Принцип наглядности.
2. Принцип доступности материала.
3. Принцип построения программы от простого к сложному.
4. Принцип повторности материала.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Чтобы оживить занятия я практикую на них дидактические игры, такие как «Нарисуй свое настроение», «Радость и грусть», Цвет глазами художника», «Дружба красок». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.
Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка :
- ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких – то обстоятельств;
- закрепление или повторение пройденного материала;
- работа с одаренными детьми.
В своей работе с детьми веду кружковую работу по изобразительной деятельности с нетрадиционной техникой рисования «Маленькие художники» и "Весёлая акварель". При осуществлении работы в кружке я отошла от объяснения техники рисования и постаралась сделать обучение проблемным, т. е. - ставлю перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами. Ребята самостоятельно выбирают предмет для рисования и подбирают нетрадиционную технику для осуществления замысла.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Вся представленная работа в опыте использование нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста и проводима в работе с детьми на практике. НОД рисование "Петушок с семьёй гуляет на лугу" во второй младшей группе, НОД рисование-2018. г, "Волшебная соль" в старшей группе -2021 г, и НОД рисование БАТИК-"Волшебные цветы"- в подготовительной группе - 2022 г, и еще выступление на педагогическом совете ДОО на тему "Художественно-эстетическое развитие детей через нетрадиционную технику рисования", -2029 г. ,где мною были показаны открытые занятие для педагогов ДОО на протяжение с 2018 по 2022 учебный год. Педагоги дошкольного учреждения освоили методы нетрадиционной техники рисования, которые они могут использовать в своей работе с детьми.
Работа моего опыта состоит в том, что я её строю так на принципах от простого к сложному; развиваю игровую ситуацию; использую на своих занятиях музыкальное сопровождение; стараюсь создавать комфортную атмосферу.
Результативность опыта
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. При осуществлении мониторинга, который провожу с целью диагностики знаний и умений, определились задачи по устранению недостатков в работе и дальнейшего развития творческих способностей детей.
Данная система проводилась в течение 2018 – 2022 годов.
Проведенная работа показала, что в течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 26% до 86%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения.
Высокий показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за пять лет составляет 86% ; средний уровнем 11%; низкий уровень-3%
По результатам диагностики: 88 % детей выделили нетрадиционное рисование в разряд одного из любимых занятий (опрос);
Была отмечена большая активность детей на занятиях
Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях. В данном исследовании я составила анкету для родителей (законного представителя) и выявила некоторые трудности у родителей по изобразительной деятельности. В этой работе я нашла ответы на главный вопрос: «Каков уровень развития детей в изобразительной деятельности с применением методов обучения?».
Более 60 % родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми (опрос);
Пополнилась дидактическая база различным бросовым материалом для группы, это - ватные палочки, паралон, ткань, сечи, трубочки из- под сока, соль, нитки, листья, вилки и ложки (одноразовые)
Из результатов мониторинга можно судить об эффективности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях.
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы: Таким образом на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня: ДОО, Муниципальный уровень, Республиканский уровень, Международный и Всероссийский уровни, которые я выложила в своё портфолио.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Данную работу может провести любой воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары и многое другое.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в : планировании занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подборе оборудования и материалов; применении методов и приёмов с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей; разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений м навыков детей. Поэтому я провожу активную работу по сотрудничеству с семьёй, педагогами через различные формы взаимодействия: родительские собрания, анкетирование, тестирование,консультацию, открытое занятие, мастер классы.
Распрстраение педагогического опыта.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение нетрадиционные техники рисования с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. И от того как я их научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения. Реализация методов в работе с воспитанниками будет продолжаться в моей работе в дальнейшем. Распространение опыта по данному направлению педагогическому сообществу в форме: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.
Адресные распространения по использованию опыта
Данный педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования" может быть использован воспитателями детских садов, педагогами дополнительного образования и родителями. разработки мероприятий, конспектов размещены на личном мине - сайтах: https://www.maam.ru; https://nsportal.ru .Информацию о накопительном опыте мною педагогическом опыте представляю педагогическому сообществу, так-же на сайте МБДОУ "Алёнушка" https://alenushka13.a2b2.ru
Список использованной литературы
Дубровская Н. В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа» Санкт-Петербург: Издательство «Детство- пресс», 2013, -208с., ил. ,цв. вкладка.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Аллаярова И. Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И. Е. Аллаярова. -М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр.
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»
Колдина Д. Н. Занятия с детьми от 3 до 7 лет с детьми дошкольного возраста
Лыкова, И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, - 208 с. 16 л., вкл.
Бородкина Н. В. «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет»
Ярославль: ООО «Академия развития» 2012. -160с.