Нина Овчинникова
Педагогический опыт построения работы в группе с детьми ЗПР
Для получения образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приведены специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся. Под специальными условиями для получения образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ, понимаются условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия.
Публикация «Педагогический опыт построения работы в группе с детьми ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Перечисленные условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, в том числе к детям с ЗПР.
При создании развивающей предметно – пространственной среды для работы с детьми ЗПР мы решаем следующие задачи:
• социальная адаптация детей в коллективе;
• формирование коммуникативных способностей;
• формирование умения сотрудничать;
• осуществление необходимой коррекции различных видов нарушений детей;
• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития детей;
• создание развивающей предметно – пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей.
Как нужно построить работу воспитателя при работе с детьми с ЗПР? Образование воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным образовательным программам.
Для обеспечения полноценного развития детей необходима слаженная и взаимосвязанная работа специалистов и воспитателей, работающих с детьми с ЗПР, а также родителей. Такая работа должна быть не стихийной, а целенаправленной и планомерной. Тесная работа всех участников образовательного процесса дает свои результаты.
В нашей группе у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой (тонкой) моторики рук. В связи с этим у таких детей страдает техника движений и двигательные качеств такие как, быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании, такие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
В рамках коррекционной работы с такими детьми используются специфические методы:
• Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
• Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
• Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
• Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
Наши правила работы с детьми с ЗПР
1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
2. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
3. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
4. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
5. Проводить дополнительную индивидуальную работу по закреплению материала.
6. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
7. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце НОД.
8. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
9. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
10. Моя речь должна служить образцом: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание моей речи детьми.
11. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
12. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
13. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
14. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
15. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
16. Установить доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договариваться о совместных действиях,