Ирина Семёнова
Педагогический опыт по работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогический опыт по работе с родителями»
В МАДОУ «Детский сад»Кроха» вот уже два года работают группы для детей раннего возраста.
Актуальной проблемой для педагогов и родителей была адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Оптимальной формой работы стала группа кратковременного пребывания от 1 года до 3 лет,которая была открыта на базе «Школы Мам». Группа организовывалась, как совместные действия педагогов и родителей для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада, а в «Школе Мам»
Публикация «Педагогический опыт по работе с родителями» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
родители получали специальные знания по педагогике и психологии. Для них организована психолого-педагогическая поддержка в социальной адаптации и подготовке к дошкольному учреждению. Знание педагогами состояния современной семьи позволило грамотно организовать работу по взаимодействию с родителями с исползованием инновационных форм и технологий. Вовлечение родителей в образовательный процесс, приобщение к культурно-досуговой деятельности, где родители получили возможность видеть жизнь и развитие своих малышей «изнутри».
С появлением в детском саду детей с ограниченными возможностями здоровья возникла идея создания условий для безболезненной и успешной адаптации с малышами ОВЗ. Педагогический коллектив детского сада приступил к разработке программы для данной категории детей. За основу была взята Программа работы в адаптационных группах,внедренная в работу в г. Москве общественной организацией «Даун-сайт и Ал».
Цели,задачи и содержание работы :
-Встреча детей друг с другом и со взрослыми в специально организованной обстановке и ситуации.
-Встреча родителей друг с другом и с педагогами,которые войдут в их жизнь не как специалисты, а как помощники и,возможно,как друзья.
Это предопределяет особые цели,задачи и структуру проведения совместных мероприятий (встреч).
1. Ввести ребенка в коллектив сверстников,дать ему первые навыки общения с ними.
2. Создать условия,наиболее благоприятные для решения ряда дидактических задач.
Дети с которыми чаще всего нам приходится взаимодействовать,как правило не имели контактов со сверстниками. Отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения приводили к тому,что ребенок не хотел и даже не пытался общаться и обращаться к другим детям. У него были «свои» способы общения с родителями,чаще с мамой,которая старалась понять мимику и его жесты,но были и такие жесты,которые понятны всем,особенно,если они сопровождались звукоподражаниями. У нас небыло специальных занятий,направленных на изучение жестов. Мы организовывали с детьми хороводы,в которых слово сочетается с жестом,что помогает понять друг друга и научиться пользоваться невербальными методами в совместной игре и других видах деятельности.
В ходе нашей совместной с родителями деятельности предпочтение отдавали «заданиям»,которые можно выполнить только вместе. Это такие задания,как «парные путешествия», «идем дорогой трудной», «переправа через ручеек» и другие. В таких заданиях важно не качество выполнения,а то,что они выполнены вместе. Навыки общения и сотрудничества постепенно формировали у детей понятие взаимности,уверенности,что тебе здесь всегда рады и в любое время придут на помощь. У детей появилась возможность компенсировать свою неумелость за счет помощи других.
Решение дидактических задач поначалу было делом второстепенным. Они решались в основном в семье,но назревала необходимость организации условий для проведения дидактических игр,так как в условиях семьи дидактическая игра носила однотипный характер.
Усвоенные ребенком дома практические знания в незнакомой обстановке,при общении с другими детьми представляли особую трудность в новой ситуации. Поэтому, планируя наши встречи в адаптационной группе мы,прежде всего, учитывали необходимость решения следующих задач:
1. Расширить представления ребенка об окружающем мире.
Мир ребенка с особыми нуждами,а особенно,с тяжелыми двигательными нарушениями обычно ограничен домом,поэтому очень важно создать условия для такого малыша в ДОУ таким образом,чтобы у него была возможность общения с другими детьми,а родители могли обсудить с педагогом разного рода проблемы.
2. Учить ориентироваться в большом пространстве с постоянно меняющейся обстановкой. Поведение детей,посещающих нашу группу характеризуется некоторыми стереотипами поведения (привязанность к определенным условиям,которую дети пытались сохранить в любой деятельности).
Стремясь разрушить эти стереотипы,мы меняли,как оборудование,так и места его расположения. Использовали одни и теже предметы,но с разной целью,меняли последовательность этапов НОД.
Сами задания в НОД при их внешнем сходстве отличаются по смыслу.
С целью сохранения эмоциональной безопасности мы неукоснительно соблюдаем следующие условия:
-У детей имеется постоянное место для игры,рядом всегда находятся родители,знакомые взрослые и дети.
-Структура встреч,не смотря на изменения,обладает определенным постоянством.
-Предстоящие изменения окружающей обстановки не были неожиданными для детей,так как частично они проводились в присутствии детей и при их участии.
-Используется план событий, представляющий собой ряд картинок,изображающих основные этапы НОД (встреча,игра,хороводы,прощание и т. д. ,что позволяет ребенку определить место данного события в ряду других. Такие условия помогают создать зону безопасности,где при всех внешних переменах удается избежать тревоги и эмоционального дискомфорта детей.
3. Формирование умения обучаться.
Знания не должны быть получены в готовом виде,они являются результатом познавательно-исследовательской деятельности в специально организованных условиях. Взрослые в этой деятельности партнеры ребенка в освоении окружающего мира. Выбранная нами форма обучения представляет собой переход от»несвободной к свободной форме обучения». Для этого созданы необходимые условия:
-Дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции общения.
-При нежелании участвовать в игре они сами выбирают себе любое занятие по душе.
-Советы и побуждения предъявляются только в альтернативной форме,что дает возможность выбора.
-У детей всегда имеется выбор образца или имитационной модели.
-Активно используется прием подкрепления и интерпритации спонтанных действий ребенка.
-Причиной запрета может быть только опасность данного занятия для ребенка и других окружающих.
Многократное проведение похожих,но отличительных игр помогает детям на практике понять многовариантность развития сюжета и решения проблемы.
Для развития навыков обучения необходимо формирование умения слушать, которое включает в себя ряд компонентов:
-Сосредоточение на том,что говорят и желание понять сказанное.
-Отнесение к себе услышанного. крайне сложно для ребенка,не привыкшего к фронтальным формам работы.
-Желание дать ответ,умение сделать это в любой доступной форме.
Обязательным условием является уверенность ребенка,что его любой ответ будет принят с пониманием. С этой целью мы используем в своей работе кукол,сценические персонажи,которые могут ошибаться,смеяться над своими ошибками,но и принимают помощь других.
Сложность выполнения задания была обусловлена тем,что дети слушая взрослых не хотели слушать и слышать друг друга. В связи с этим мы постарались подобрать такие игры,как «Солнышко и дождик», «День и ночь», «Слушай и играй», «Лови мяч», «Ходит дрема»; хороводные игры: «Величальный», «Каравай»,»Паучок»,»Курочка моя»,которые направлены на развитие сосредоточения внимания,где можно добиться ориентировки на речевой сигнал. Сформировав предварительную готовность к обучению, мы смогли использовать наши совместные занятия с детьми,страдающими сочетанными дефектами,на максимальное использование всех сохраненных анализаторов на стимуляцию и развитие. С этой целью нами использовалась программа в которой,учтены последовательность этапов развития ориентировочно-исследовательской познавательной деятельности в норме и особенности её формирования у ребенка,нуждающегося в особой поддержке.
Первый этап-хаотическая деятельность,являющаяся исходной для развития ребенка вообще,в том числе и для чувственного познания. В предметно-пространственную развивающую среду нами было внесено большое количество сыпучих материалов (песок,крупы,природных (шишки,жолуди,тактильных материалов (ткани шерстяные,шолковые,хлопчато-бумажные и др. ,бумага мягкая,жесткая,наждачная,пуговицы,бусы и многое другое.
Второй этап-появление в деятельности элементов упорядоченности. В предметно-пространственной развивающей среде появились предметы одинакового цвета,размера (геометрические фигуры,предметы-заместители,предметы схожие по признакам (круглые,квадратные,овальные,прямоугольные,дидактические игры и игрушки. Используется метод проб и ошибок.
Третий этап-использование перцептивных методов (примеривание,зрительное соотнесение).На данном этапе в среду добавлены пособия и иры на развитие мелкой и тонкой моторики пальцев и рук. Второй и третий этап выглядят как решение проблемы (что будет,если).
Четвертый этап-деятельность спланированная с учетом Как сделать,чтобы?
Программа отражает в своей структуре целостное,а не фрагментарное восприятие мира. Например,усвоение ребенком сенсорных эталонов,выполнение им классификации и сериации не самоцель,а этап в уточнении и упорядочении знаний об окружающем мире. Центральное место здесь занимает раздел «Ознакомление с окружающим миром»,который позволяет решить эту задачу.
Особенности программы:
1. Программа нацелена на развитие познавательной активности ребенка и формирование у него ориентировочно-исследовательной познавательной деятельности,а не содержательную сторону.
2. Программа составлена с учетом последовательности этапов развития деятельности ребенка и способов усвоения им нового для него опыта в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Основной раздел»Ознакомление с окружающим миром» подчиняет себе и объединяет все остальные разделы.
4. Разделы программы по сенсорному воспитанию составлены с основными видами восприятия.
5. Разделы «Игра»,»Художественно-эстетическое творчество»(изобразительная,продуктивная,конструктивная,музыкальная и театрализованная деятельности) дают детям возможность и средства невербального самовыражения и отражения окружающего мира и своего места в нем.
6. Знакомство ребенка со словом происходит в след за формированием у него образа,что позволяет избежать формирования несоотнесенной речи.
7. Особое место занимает развитие общения как вербальными,так и не вербальными средствами.
8. Структура НОД по данной программе помогает понять ребенку,что события происходящие с ним,имеют начало и конец,развиваются в определенной последовательности,не только видеть то что происходит в данный момент но и связать это с происшедшим в недавнем прошлом учить предвидеть предстоящие событиям действия.
9. Игровая форма занятий -наличие несложного материала, содержащего практические и проблемные задачи,требующие разрешения для достижения игровых целей,делают процесс обучения осмысленным интересным для ребенка.
Структура НОД в адаптационной группе:
Встреча-создает фон,на котором будут строится все последующие события,эмоционально-благоприятная среда.
Свободная игра- игра детей рядом или вместе в специально организованных для этого условиях.
Активная образовательная деятельность в которой детям предоставлена свобода в обучении,выбор позиции,дистанции,дозированности нагрузки самим ребенком,а также сконцентрированность окружающих на интересах данной группы детей,что позволяет встрече длиться долго и не быть томительной для детей. На встречах было важно,чтобы дети не только испытывали чувство радости при виде своих товарищей,но и умели выразить её.
А это очень сложно для ребенка не владеющего речью,эмоционально обедненного и неуверенного в том,что проявления его чувств будут встречены доброжелательно. Справиться с этим помогает атмосфера радостного ожидания,которую создают взрослые и специальные игры и хороводы,направленные на выработку невербальных способов выражения чувств,снятие скованности и закрытости детей. Этап встречи плавно переходит в этап свободной игры. Степень свободы и самостоятельности зависит только от уровня игровой деятельности ребенка,которая колебалась от неадекватных манипуляций в нашем случае до элементов сюжетно-ролевой игры.
Взаимодействия детей в игре зависят от их готовности к совместной игре.
Оборудование игровой комнаты для свободной игры подбирается с учетом следующих требований:
-В поле действия и в поле зрения детей нет ничего,что им запрещалось бы трогать.
-В комнате много разнообразных игрушек,позволяющих реализовывать любой сюжет.
-В достаточном количестве имеются конструкторы,строительные модули разной величины.
-Предметы-заместители,используемые многовариантно в разных видах деятельности.
-Предметы для продуктивной деятельности.
-Новые игрушки.
-Песокотерапия.
Часть оборудования подобрана таким образом,чтобы на примере применения его,детям стало понятно,что для достижения одной и тойже цели можно использовать разные способы и средства.
-Культурно-досуговая деятельность в которой родителям отводится особое место. Родители принимают активное участие в театрализованных представлениях,досугах,различных праздниках вместе с детьми. Эти мероприятия объединяют в единое целое образовательное пространство педагогов-родителей-детей.
Цель одна-успешная адаптация к условиям ДОУ детей раннего возраста не только здоровых,но и с ОВЗ.
И. Н. Семенова старший воспитатель МАДОУ»Детский сад»Кроха».
Е. Б. Цыбульская музыкальный руководитель.