Светлана Ковачевич
Педагогический опыт на тему «Преемственность детского сада и семьи в формировании культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность детского сада и семьи в формировании культуры
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 417» г. Перми
Педагогический опыт на тему :
«Преемственность детского сада и семьи в формировании культуры здорового образа жизни»
Подготовила
Педагог
Ковачевич Светлана Геннадьевна
г. Пермь, 2019
Публикация «Педагогический опыт на тему „Преемственность детского сада и семьи в формировании культуры“» размещена в разделах
Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из главных педагогических задач, от которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. Статистика утверждает, что здоровье зависит на 20% - от наследственных факторов, на 20% -от условий внешней среды, на 10 % от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от образа жизни, который он ведет.
Здоровый образ жизни- это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей я строю на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Работу по формированию основ здорового образа жизни в своей группе осуществляла в соответствии с программой и по пособию И. М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Предлагаемая педагогическая технология формирует у детей представлений о ЗОЖ и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей; формирование здоровьесберегающего пространства.
При успешном выполнении программы рассчитываю получить следующие результаты:
• постепенное снижение уровня заболеваемости детей;
• повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;
• формирование здорового образа жизни в семье;
• создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.
В своей работе я использую различные формы сотрудничества :
• консультации;
• родительские собрания;
• мастер-классы для родителей по данной теме;
• анкетирование.
На информационных стендах для родителей в группе есть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления.
Процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Педагогическое просвещение родителей - необходимое условие эффективной работы по воспитанию здорового дошкольника.
Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря, движению происходит развитие физиологических и психических функций. Очень важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем, как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно- развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.
У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом.
Мною проводятся ряд совместных активных мероприятий направленных формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.
• Открытые дни здоровья;
• Физкультурные праздники;
• Спортивные развлечения и досуги.
Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми, в группе организуется образовательная деятельность, подвижные игры.
В группе имеются дидактические игры, карточки, иллюстрации, литература по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Я надеюсь, что это приведет моих воспитанников к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья, здоровья окружающих людей.
Мной было проведено анкетирование родителей по вопросам физического развития. Из него я хотела выявить:
• насколько родители осведомлены, по каким показателям можно отслеживать физическое развитие своего ребенка;
• Чем предпочитают заниматься дети в свободное время;
• Нуждаются ли родители в помощи специалистов детского сада по вопросам физического развития.
Проведя анализ анкет родителей, хотела бы отметить малоподвижный образ жизни детей и несоблюдение режима дня в выходные дни.
Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду. Некоторые дети проводят у телевизора до 1,5-2 часов в день.
Выделила причины
• Некомпетентность родителей в вопросах культуры здорового жизни;
• Занятость и усталость родителей;
• У некоторых родителей даже нежелание и не приоритетность в ЗОЖ.
Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье довольно часто дети нерегулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.
Мною проводится закаливающая и профилактическая работа, которая была рекомендована родителям для проведения дома.
• Чесночные «киндеры»;
• Ароматерапия (лук, чеснок);
• Гимнастика после сна;
• Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия;
• Обширное умывание;
• Самомассаж в игровой форме.
Таким образом, совместную работу с семьёй по воспитанию здорового ребёнка я организую на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания;
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года;
3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей;
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
Список использованной литературы:
1. Новикова И. М «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. / авт-составитель М. Р. Югова.