Татьяна Егоровна Оленёва
Педагогический образовательный проект «Волшебные палочки»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Вид проекта: физкультурно – оздоровительный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети с органическими возможностями, инструктор по физической культуре, воспитатель группы, родители воспитанников.
Пояснительная записка
Публикация «Педагогический образовательный проект „Волшебные палочки“» размещена в разделах
В целях реализации постановления Правительства от 15 января 2013 года № 14-п реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач Государственной политики в области образования. В России развиваются процессы интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. С каждым годом всё больше детей поступает в детский сад с ослабленным здоровьем и врождёнными патологиями, и проблема сохранения здоровья становится главной приоритетной задачей дошкольного учреждения. Задача проекта состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику с ОВЗ полноценное развитие для его возможностей и способностей, а задача инструктора по физической культуре в проекте обеспечить оздоровление детей с ОВЗ средствами физической культуры. Так как на сегодняшний день это одна из важных задач современной педагогики и медицины. Согласно методическим рекомендациям, и заключению врача-педиатра устанавливается диагноз, который обуславливает совместно с заключением психолого – медико - педагогической комиссии и является правовым основанием считать наличие у такого воспитанника ОВЗ. Физкультурно коррекционно-образовательная работа в проекте направлена на то, чтобы оказать психолого-педагогическую поддержку детям с органическими возможностями здоровья, и содействовать позитивной социализации в дошкольном учреждении. Воспитывать у них чувство уверенности в себе, сохраняя у них свою индивидуальность с чувством собственного достоинства и уважения к окружающим людям и окружающему миру. И в связи с этим, особое место в проекте принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности, что даёт возможность целенаправленно развивать личность ребёнка на основе обеспечения каждому воспитаннику с ограниченными возможностями право и доступность физкультурно образовательной оздоровительной деятельности. Преимущество скандинавской ходьбы состоит в том, что в ней прослеживается вариативность задач с учётом использования технологии скандинавской ходьбы для оздоровления организма. Скандинавская ходьба поможет детям обогатить двигательный опыт с помощью специализированного метода. А реализация данного проекта обеспечит накопление опыта и широкое применение в других дошкольных учреждениях.
Проблема
В связи с этим возникла проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья и коррекции физического развития детей. Для решения этой проблемы я решила использовать технологию скандинавской ходьбы. Ходьба с палками - это высокоэффективный вид физической активности, в котором используется определенная методика занятий и техника ходьбы при помощи палок. Волшебные палочки уже давно используются в лечебной физкультуре и с помощью этой физкультурно – оздоровительной технологи, и я хочу обеспечить своим воспитанникам с разным диагнозом, условия для реабилитации, социальную адаптацию в нашем дошкольном учреждении. Сохранение и укрепление здоровья у воспитанников с ограниченными возможностями, при помощи данного проекта, будет рассматриваться в широком социальном аспекте, потому что будут решаться важнейшие предпосылки правильного формирования опорно – двигательного аппарата, развитие у них инициативы, сильной воли и природных способностей.
Актуальность
Применение этой технологии для дошкольников с ОВЗ будет крайне актуальной, так как группа воспитанников чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Объединяя воспитанников в оздоровительный проект «Волшебные палочки» с помощью этой технологии скандинавской ходьбы у детей будут решаться следующие задачи:
•Поддерживаться тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
•Тренироваться около 90 % всех мышц тела.
•Сжигаться до 46 % больше калорий, чем при обычной ходьбе
•Улучшаться работа сердца и легких, увеличиваться пульс на 10-15 ударов в минуту по сравнению с обычной ходьбой.
•Исправляться осанка
•Улучшаться равновесие и координация, решаться проблемы опорно-двигательного аппарата.
Применение технологии скандинавской ходьбы даст возможность для более полной реализации и развития личности ребёнка, для его основы психической и физической устойчивости, эмоциональной удовлетворённости. Скандинавская ходьба замечательное средство для решения проблемы физического оздоровления, эффективное средство развития двигательной сферы, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, здоровым. И является одним из реабилитирующих средств оздоровления организма.
Новизна
Данный проект позволяет заниматься этим видом движения не только детям с ОВЗ, но и детям спортивного кружка «Олимпийские резервы» в осеннее - весенний период, во время прогулок.
Степень разработанности проекта
На сегодняшний день, этот вид деятельности недостаточно широко используется в ДОУ. Этот высокоэффективный вид физической активности - крайне необходимая сфера деятельности, нацеленная не только на детей с ограниченными возможностями, но и всех воспитанников дошкольного учреждения старшего возраста. Поэтому с помощью данного проекта решается проблема физической активности детей с ОВЗ, но и детей с малой подвижностью, а в период весенней и осенней погоды скандинавская ходьба полезна и детям спортивного кружка «Олимпийские резервы».
Объект проектной деятельности:
Полученные знания в процессе проекта дают возможность детям с органическими возможностями заниматься в любое время года и в любом месте. Доступность – этот вид упражнений для детей с любым диагнозом. Занятия скандинавской ходьбой положительно влияют на весь растущий организм в целом. В процессе тренировки идёт активная работа практически всех групп мышц, что так необходимо детям с ОВЗ, а так же даст положительную динамику развития детям кружка. Специальная одежда для тренировок не понадобится, а обувь должна быть максимально удобной, в ходьбе можно использовать лыжные палки.
Предмет проектной деятельности:
•Инновационные технологии
•Проектный метод
•Физкультурно - коррекционные технологии
•Условия, созданные для реализации проекта
Цель проекта:
Научить детей с проблемами работать не рядом, а вместе с другими детьми с целью формирования у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с их индивидуальными особенностями развития, физическими качествами и нравственными основами личности для накопления двигательного опыта и коррекции психомоторных нарушений.
Задачи проекта:
1. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, повышение сопротивляемости к заболеваниям.
2. Создание условий для развития, саморазвития и реализации потребности детей с органическими возможностями, способствовать социализации воспитанников в группе с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно - гигиенические и трудовые навыки;
3. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, использование различных форм организации видов деятельности, организация взаимодействия детей в образовательном процессе.
Гипотеза:
Если в ходе проекта дети, кроме общеукрепляющего эффекта, смогут решить проблемы опорно-двигательного аппарата, улучшить работу сердца и легких, исправить осанку, а использование средств ТСО помогут развивать коммуникативную, организационную, информационную компетентность воспитанников. Социализировать их в полной мере посредством общения с другими детьми, а с помощью использования компьютера улучшат свои знания и понимание окружающей их среды, общества и мира.
Ресурсы:
1. Материально – технические
•ТСО
•Развивающая среда
•Карточки разработок игр и эстафет.
•Материал для проведения продуктивной деятельности, игровой, самостоятельной деятельности.
2. Кадровые:
•Руководитель проекта инструктор по физической культуре.
•Исполнители проекта – дети с органическими возможностями, дети кружка «Олимпийские резервы»
•Родители.
3. Информационные:
•Справочная литература о «скандинавской ходьбе»
•Информационные листы о динамическом состоянии здоровья
Принципы образовательного процесса:
•принцип доступности медико-социальной помощи
•принцип ответственности сотрудников ДОУ
•принцип соблюдения прав человека и гражданина
•принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
•принцип активности детей
Методы образовательного процесса:
Наглядный метод:
Индивидуальное самообучение, парное взаимообучение (объяснение друг другу, оценивание результатов работы товарища, групповая работа, умение объяснять материал, умение обсуждать.
Словесный метод:
Целенаправленная детская деятельность
Словесные приёмы при обучении (ясное и краткое объяснение движений; пояснение, уточняющее отдельные элементы движения, указание, необходимое детям при самостоятельном выполнении).
Беседа, вопросы к детям, уточнения правил, игровых действий и т. д.
Практический метод:
Практические приёмы: игровые и соревновательные.
Организация работы над проектом:
•Оказывать квалифицированную педагогическую поддержку родителям детей с ОВЗ.
•Установление типа детско-родительских отношений,
•Консультации для родителей, совместное участие в подготовке и проведении практических занятий
•Структурировать и систематизировать процесс обучения
•Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
•Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
•Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
•Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.
Продукт проектной деятельности
•Наглядная схема «скандинавской ходьбы» (с правильной постановкой шага и типичными ошибками)
•Коллаж «Ничего нет невозможного, быть здоровым – это здорово» - что мы смогли!