Титова Нина Николаевна
Педагогический материал «Лечебно-профилактический танец как средство физического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТАНЦА В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЁК» С. ШЕВЫРЁВКА САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Диагностическое обследование физического, психомоторного, музыкально-ритмического, двигательного развития дошкольников
Публикация «Педагогический материал „Лечебно-профилактический танец как средство физического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Изучив современную теоретическую и методическую литературу по обучению дошкольников лечебно-профилактическому танцу, мною было решено провести практическое исследование по осуществлению коррекционной работы с дошкольниками средствами лечебно-профилактического танца. Для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход и опираться на индивидуальные особенности детей при обучении танцам, необходимо было обследовать уровень физического, психомоторного, музыкально-ритмического, двигательного развития дошкольников.
Для определения уровня физического развития детей и физических данных были предложены тестовые задания, позволяющие оценить подвижность шейного отдела позвоночника, определить эластичность мышц плечевого пояса и подвижность плечевых суставов, подвижность локтевого сустава и эластичность мышц плеча и предплечья, подвижность голеностопного сустава, эластичность мышц голени и стопы, оценить гибкость позвоночника, оценить подвижность коленных суставов. Были предложены тестовые задания, позволяющие оценить состояние осанки, стопы, также учитывались результаты проверки зрения (медицинские карты детей).
После проведё нной работы были следующие результаты:
- 75% детей имеют высокий уровень физического развития и хорошие данные для занятия ритмопластическими упражнениями;
-15% детей имеет средний уровень физического развития;
- 10% имеют низкий уровень физического развития.
Для определения психомоторного развития детей было предложено по показу педагога исполнить новый диско-танец "Карлсон".
После проведения диско-танца результат обследования показал, что:
- 65% детей имеют более высокую подвижность нервных процессов, умеют быстро координировать движения в соответствии с быстрым темпом музыки, воспринимают музыкально-двигательный показ педагога сосредоточенно, у них хорошо развиты внимание, воля, память, мышление;
-20 % детей частично справляются с данным заданием;
- у15% детей внимание не сосредоточенно, двигательная память развита не достаточно.
Для определения уровня развития музыкально-ритмических навыков у детей было проведено тестирование в форме музыкально-ритмических заданий, которыми явились специально подобранные игры и упражнения.
1. Для определения навыков детей в различении общего характера музыки, регистровых изменений и умений отображать это в движении, дошкольникам было предложено выполнить упражнение "Передача мяча" муз. С. Соснина. После выполнения упражнения результат обследования показал, что:
-60% детей справились с заданием, хорошо различали регистровые изменения в музыки;
- 30% частично справились с заданием;
- 10% детей ошиблись в выполнении задания.
2. Для определения навыков детей в различении динамических изменений в музыке и умения отражать это в движении, было предложено выполнить упражнение "Мельница" муз. Ломовой.
После проведения упражнения результат обследования показал, что:
- 75% детей справились с заданием;
-15 % детей частично справились с заданием;
- 10% ошиблись в выполнении задания.
3. Для определения навыков детей в различении темповых изменений в музыке и умения отражать это в движении, было предложено выполнить упражнение "Вышивание" муз. Золотаревой.
В данном упражнении дети должны были изменять скорость своего движения в соответствии со скоростью исполнения музыки.
После проведения упражнения результат обследования показал, что:
- 65% детей справились с заданием;
-20% детей частично справились с заданием;
- 15% ошибались в выполнении задания.
4. Для определения навыков детей в различении метроритма и умении отражать его в движении, для определения метрической пульсации, акцентов и несложных ритмических рисунков, дошкольникам было дано упражнение "Ритмическое эхо".
В данном упражнении дети сначала хлопали, а затем притопами передавали различные ритмические рисунки, выделяли сильную долю такта.
После проведения упражнения результат обследования показал, что:
- 50% детей справились со своими заданиями этого упражнения;
- 25% детей частично справились с заданием;
-25% ошибались при выполнении задания, особенно при передаче ритмических рисунков притопами.
5. Для определения навыков детей в различении формы музыкального произведения и умения изменят движения в соответствии с формой, музыкальными фразами, дошкольникам было предложено выполнить "упражнение с султанчиками" муз. Вилькорейской.
В данном упражнении дети должны были различать 3-х частную форму музыки, различать музыкальные предложения и музыкальные фразы и отображать их в движении. После проведения упражнения результат обследования показал, что:
- 65% детей хорошо различают форму музыкального произведения, музыкальные предложения, фразы и отображают это в движении;
- 20% детей частично различают форму музыкального произведения, музыкальные предложения, фразы и отображают это в движении;
- 15% детей ошибались в выполнении задания.
Для определения уровня развития музыкально-двигательных навыков у детей было произведено тестирование в форме музыкально-двигательных заданий, которыми являлись исполнение танцевальных элементов: подскоки, кружение на подскоках в парах, боковой галоп, шаг польки, основной шаг диско-танцев, основной шаг танца "Падеграс", выставление ноги на пятку, на носок с ритмичными притопами, выполнение "Упражнения с лентами", где дети показывали свои умения и навыки различных построений и передвижений (круг, два круга, шеренги, "Гребеночка", "сужение и расширение круга"). После выполнения музыкально-двигательных заданий результат обследования показал, что:
- 45% детей правильно выполняли движения в соответствии с музыкой по показу педагога, хорошо ориентировались в пространстве, в коллективе, во времени;
-30% частично ошибались в процессе выполнения, частично сочетали движение рук, ног, корпуса и головы в соответствии с музыкой.
- 25% детей ошибались в процессе выполнения, плохо сочетали движение рук, ног, корпуса и головы в соответствии с музыкой.
Организация и методика обучения лечебно-профилактическим танцам, способствующим коррекции нарушений у детей
Для проведения практического исследования мною был составлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы МДОУ Детский сад «Тополёк», где были обозначены разделы, по которым осуществлялась работа, определены задачи обучения, развития и воспитания детей и подобран музыкально-ритмический, хореографический репертуар. Работа была запланирована по следующим разделам:
I Раздел: «Упражнения и танцы общеразвивающего воздействия».
Для работы по данному разделу был подобран комплекс лечебно-профилактического танца с различными видами ходьбы, бега и прыжков, комплексы, способствующие укреплению суставов, развивающие координацию, усилению нервно-мышечной системы организма ребенка.
Задачи: - создать здоровье сберегающую среду в группе;
- развивать двигательные способности, мышечную силу, гибкость, быстроту, выносливость, дыхательную систему, координацию движений, воздействовать на развитие суставов, развивать мышцы и связки суставов, увеличивать подвижность и эластичность суставов;
- формировать правильную осанку, чувство ритма, умения и навыки исполнения движений в различных танцевальных стилях;
- воспитывать любовь к танцам под музыку.
II Раздел: "Упражнения и танцы специального воздействия".
Для работы с детьми по данному разделу были подобраны упражнения лечебно-профилактического танца, направленные на формирование мышечного корсета и закрепление правильной осанки, на профилактику плоскостопия, на развитие мышц глаз и совершенствование аккомодации, на развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, на развитие мелкой моторики.
Задачи: - формировать мышечный корсет, укреплять и повышать общую и силовую выносливость, исправлять деформацию стопы;
- развивать и укреплять мышцы, способствующие правильному дыханию, укреплять глазные мышцы, повышать зоркость, развивать мелкую моторику, способствовать подвижности, гибкости суставов.
- воспитывать стереотип правильного положения всего тела и нижних конечностей.
Формы, этапы и методы обучения лечебно-профилактическим танцам.
Основной формой работы является занятие, где решались вышеназванные задачи. Занятия проводились в занимательной форме.
В подготовительной части в процессе коррегирующей гимнастики использовались упражнения и комплексы лечебно-профилактического танца общеразвивающего воздействия, такие как: "Стирка", "Чарльстон", "Баллу - Баллу".
В основной части использовались упражнения, танцевальные этюды специального воздействия, такие как: комплексы партерного экзерсиса.
В заключительной части использовались упражнения на развитие дыхательной системы, самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики, например: "На море", "Чудак", "Пианино", "Танец сидя".
Детьми положительно были приняты эти занятия, так как они проводились под музыку. В группе была создана среда психологического комфорта для детей.
Проведенный целостный процесс обучения упражнениям и танцам можно разделить на три этапа:
- начальный этап обучения упражнению;
- этап углубленного разучивания;
- этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризовался созданием предварительного представления об упражнении (рассказ, показ, апробирование). На начальном этапе обучения новым упражнениям предлагались специальные задания. Источником знаний являлись словесные объяснения и демонстрация упражнения педагогом. Название упражнений создавало условия для формирования его образа, активизировало работу центральной нервной системы. Показ упражнения старалась осуществлять ярко, выразительно и понятно, в "зеркальном изображении". Правильный показ создавал образ будущего движения детей, формировал программу его выполнения, являлся существенным звеном процесса обучения, так как у детей дошкольного возраста восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Ту информацию, которую получили дети при показе, дополняло объяснение техники исполнения упражнения. Старалась объяснение делать образным, кратким, использовала специальную терминологию. В дальнейшем, при проведении целых комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина упражнения сразу же воссоздавала образ движений у детей, они легко вспоминали отдельные элементы в общей композиции. Первые попытки выполнения упражнения имели большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. По первым попыткам выполнения упражнения можно было судить, как дети поняли свою задачу, и в зависимости от этого строился план дальнейшего обучения.
При обучении нескольким упражнениям использовался целостный метод обучения. При обучении сложным движениям (например, разнонапраправленным движениям руками, ногами, головой в упражнении танцевального характера) были выбраны наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.
В упражнениях, которые можно было разделить на составные части, применяла "расчлененный метод обучения", то есть с детьми разучивали сначала движения рук, затем ног, далее соединяли эти движения.
На начальном этапе обучения старалась предупреждать и устранять ошибки у детей, такие как: несоразмерность мышечных усилий, излишняя напряженность основных мышечных групп, значительное отклонение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражнения. Данные ошибки являются характерными на стадии формирования умения у детей.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризовался уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основной задачей на данном этапе явилось уточнение двигательных действий, усовершенствование ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. На этом этапе основным методом явился "расчлененный" метод обучения. Уточнялись детали техники выполнения упражнения, осуществлялась работа по выявлению и устранению ошибки. Количество повторений упражнения в одном занятии увеличился по сравнению с предыдущим. На данном этапе, с целью повышения активности занимающихся, был использован соревновательный метод с установкой на лучшее техническое исполнение. Эффективным методом явилось запоминание танцевальных упражнений с помощью "идеомоторной тренировки", где дошкольники создавали двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем и без нее. Это содействовало быстрому освоению упражнений, уточнению их деталей, двигательных действий.
На этапе закрепления и совершенствования двигательные навыки формировались в умения. Здесь применялся весь комплекс методов предыдущего этапа, а также использовались соревновательный и игровой. Повторения упражнений предлагалось выполнить в разных вариантах. Вариативное выполнение придавало двигательным навыкам гибкость, пластичность, возможность использовать в сочетании с другими движениями (в другую сторону, с другой ноги, в другом построении и т. д.). Направляющая и воспитывающая роль педагога состояла в формировании "школы движений" у детей, гимнастического стиля, показа выполнения педагогом упражнений с хорошей осанкой, амплитудой и техникой движений. Старалась формировать у детей сознательное отношение к обучению, подчеркивала значение коррекционно-профилактических задач.
Другой формой работы с детьми по обучению лечебно-профилактическим танцам явилось проведение вечера развлечения "Путешествие в "Играй - город". Целью данного мероприятия явилось: в игровой занимательной форме закрепление умения ритмично и выразительно исполнять танцевальные этюды и танцы, содействовать развитию музыкально-ритмических способностей, координации движений, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики, совершенствование и закрепление навыков правильной осанки и профилактики плоскостопия, совершенствование аккомодации, развитие различных групп мышц, создание среды психологического комфорта.
Для его проведения был составлен сценарий. Дети путешествовали по станциям и в игровой занимательной форме выполняли задания, показывая навыки, полученные на занятиях по лечебно-профилактическому танцу. В стихотворной форме ведущая представляла конкурсную программу, в которой было несколько станций с конкурсами:
- Станция "Игроритмика"
- Станция "Игротека"
- Станция "Игропластика"
- Станция "Игротанцы"
- Станция "Игрогимнастика"
- Станция "Игромассаж"
Оценивали танцевальные умения и навыки детей конкурсное жюри. Дошкольники в соответствии с музыкой, ритмично исполняли танцевально-ритмические композиции, показали свои двигательные навыки, танцевальные способности. Жюри оценило умение и навыки детей высокими баллами. Всем участникам были вручены сладкие призы.
Для определения эффективности педагогического воздействия на дошкольников было проведено итоговое диагностическое обследования уровня физического, музыкально-ритмического, музыкально-двигательного, психомоторного развития детей. Обследование проводилось по тем же тестам, что и в начале педагогической практики. Результаты таковы:
1) Уровень физического развития детей.
Тесты, предложенные для выявления физического развития детей показали :
- 85% детей имеют высокий уровень физического развития;
-10% детей имеют средний уровень физического развития;
- 5% - имеют низкий уровень физического развития.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития 10% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития 5% ;
У детей с низким уровнем развития 5%.
2) Уровень психомоторного развития детей дошкольного возраста.
Тестирование проведено в форме задания: исполнение ритмопластического упражнения "Лесной олень" муз. В. Шаинского. Результаты таковы:
- 80% - стали иметь высокий уровень психомоторного развития;
-15% - имеют средний уровень развития;
- 5% имеют низкий уровень психомоторного развития.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития 15% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития 5% ;
У детей с низким уровнем развития 10%.
3) Для определения уровня развития музыкально-ритмических навыков у дошкольников было проведено тестирование в форме музыкально-ритмических заданий, которыми явились специально подобранные игры и упражнения.
1. Развитие умений и навыков у детей в различении общего характера музыки, регистровых изменений и умения отражать это в движении.
- 75% детей правильно передавали в движении регистровые изменения.
-20% детей частично справились с заданием;
- 5% ошибались в выполнении задания.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития 15% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития10 % ;
У детей с низким уровнем развития5 %.
2. Развитие умений и навыков детей в различении динамических изменений в музыке и умении отражать это в движении.
- 90% детей правильно отражали в движении динамические изменения в музыке;
- 5% детей частично отражали в движении динамические изменения в музыке;
- 5% ошибались в выполнении заданий.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития результаты улучшились на 15% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития на 10% ;
У детей с низким уровнем развития на5 %.
3. Развитие умений навыков у детей в отражении в движении темповых изменений в музыке.
Тестирование проводилось также в форме упражнения "Вышивание" муз. Т. Островской.
- 80% отлично справились с заданием.
- 10% частично справились с заданием;
- 10% ошибались в выполнении задания, несвоевременно изменяли скорость своего движения с изменением темпа в музыке.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития результаты улучшились на 15% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития на 10% ;
У детей с низким уровнем развития на 5%.
4. Развитие умений и навыков у детей в отражении в движении метроритма. Тестирование проведено в форме упражнения "Ритмическое эхо".
- 75% правильно отражали в движении метрическую пульсацию, акцент, выделяли сильную долю, передавали различные длительности.
-15% детей частично отражали в движении метрическую пульсацию, акцент, выделяли сильную долю, передавали различные длительности;
- 10% ошибались в выполнении задания.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития результаты улучшились на 25% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития на 10% ;
У детей с низким уровнем развития на15 %.
5. Развитие умений и навыков у детей в отражении в движении формы музыкального произведения.
Тестирование проведено в форме упражнения "Упражнение с султанчиками" муз. Вилькорейской.
- 85% правильно отражали в движении формы музыкального произведения.
- 10% частично отражали в движении формы музыкального произведения.
- 5% ошибались в выполнении задания.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития результаты улучшились на 20% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития на 10% ;
У детей с низким уровнем развития на 10%.
4) Развитие музыкально-двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
Тестирование проведено также в форме музыкально-двигательных заданий, которыми явилось исполнение тех же элементов танцев и упражнения, что и в начальном тестировании.
- 65% правильно выполняли движения в соответствии с музыкой и по показу педагога, хорошо ориентировались в пространстве, коллективе, во времени.
-20% детей частично выполняли движения в соответствии с музыкой и по показу педагога, хорошо ориентировались в пространстве, коллективе, во времени.
- 15% ошибались в процессе выполнения.
Динамика в развитии составила :
У детей с высоким уровнем развития результаты улучшились на 20% по сравнению с начальным обследованием;
У детей со средним уровнем развития на10 % ;
У детей с низким уровнем развития на10 %.
Заключение
Таким образом, лечебно-профилактический танец - это прекрасное средство восстановления здоровья ребенка, которое благоприятно воздействует на все системы организма, предупреждает заболевания, снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Положительной стороной лечебно-профилактического танца является его доступность, многообразие видов движений. Музыка, используемая на занятиях лечебно-профилактическим танцам, повышает не только интерес и желание заниматься, но и способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, выразительности. В основе лечебного действия движений под музыку лежит их способность влиять на процессы возбуждения и торможения, протекающие в коре головного мозга, тем самым осуществляется общеукрепляющее влияние на весь организм ребенка, повышается его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Правильно подобранное содержание, формы и методы обучения лечебно-профилактическим танцам эффективно влияют на физическое, психомоторное, музыкально-ритмическое, музыкально-двигательное развитие детей, способствуют коррекции и профилактике нарушений у детей дошкольного возраста.
Эффективность педагогического воздействия на детей подтверждена диагностическим обследованием уровня развития детей дошкольного возраста.
Список используемых источников.
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка – М., 2013 – 248с.
2. Барышникова Т. К. Азбука хореографии – Спб., 2012 – 164с.
3. Безруких М. М., Сонькин В. Д. Возрастная физиология – М., 2010 – 286с.
4. Варшавская Р. А., Кудряшова Л. Н. Игры под музыку – М., 2009 – 168с.
6. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца – Планета музыки – 2008 – 340с.
7. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. Фольклор, классика, модерн – Феникс – 2013 – 117с.
8. Журавина М. Л., Меньшикова Н. К. Гимнастика учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – М., – 2010 – 213с.
9. Зарецкая Н. Л. Танцы в деском саду – Айрис-Пресс – 2011 – 39с.
10. Зацепина М. Б., музыкальное воспитание –М., 2009-210с
11. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С. Ритмические упражнения, хореография и игры – М., 2013 – 189с.
12. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике – М., 2011 – 10с.
13. Лысак А. В ритмике танца – Феникс – 2008 – 50с.
14. Михайлова М. Л., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям, родителям – Академия развития – 2014 – 75с.
15. Пустовойтова М. Б. Ритмика для детей 3-7 лет – Владос, 2008 – 34с.
16. Руднева С., Фиш Э. Ритмика – М., 2012 – 194с.
17. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение – Спб., 2009 – 5с.
18. Смит Л. Танцы. Начальный курс – Астрель – 2010 – 10с.
19. Фирилева Ж. Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе – М., 2013 – 249с.
20. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе – М., 2010 – 267с.
МДОУ «Детский сад «Тополёк» с. Шевырёвка Саратовского района
Саратовской области»
Воспитатель: Титова Нина Николаевна.