Вера Демина
Педагогические условия эффективного развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:
• способность эмоционально откликаться на музыку;
• способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;
• способность к верной координации движений под музыку;
Публикация «Педагогические условия эффективного развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.
Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих педагогических условий.
1. Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям
1-й этап - развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию. На этом этапе мы начинаем знакомить детей с новой музыкально-ритмической композиций и опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движения и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях). Использование «вовлекающего показа» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, на сколько выразителен, артистичен показ педагога. Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.
Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако, степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить, педагог должен определить «ближайшую зону» развития ребенка (по Л. С. Выготскому, что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности, закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному - у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы, не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
2-й этап - развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции. После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций, педагог развивает у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:
• показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию);
• показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания;
• «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача - накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, то есть навыка, и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг.
Однако, некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, «зрелищные») - мы разучиваем с детьми с целью последующего выступления. В этом случае велась более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно было воспитать чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил.
Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.
3-й этап - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Этот этап обучения способствует развитию способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии способности к импровизации концентрируется основная идея -владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент - проигрыш, припев и т. д. Например, в композиции «Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают упражнения. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой - готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.
Затем переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению («Кошки-Мышки», «Все мы делим пополам» В. Шаинского и др.). Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем - игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога -наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но, ни в коем случае не перехватывать инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.
На этом этапе работы мы использовали следующие методические приемы:
• слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;
• подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога;
• показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это еще сложно для дошкольников. К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в тоже время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).
2. Выбор оптимальных методов и приемов обучения
Метод образно-игрового вхождения в музыку; метод контрастных сопоставлений; метод творческих заданий; импровизация; сочетание наглядно-слухового, наглядно-зрительного и тактильно-мышечного приемов; соревновательный прием; игровой прием; прием «провокаций», «вовлекающий» показ; сочетание групповых и индивидуальных форм работы; подбор специального индивидуально-ориентированного музыкального материала; использование музыкально-ритмических движений в других видах музыкальной деятельности в качестве методического приема способствуют обеспечению максимально комфортных условий для занятий с детьми и являются наиболее эффективным способом достижения результатов. Для того, чтобы научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ необходима интенсификация самой музыкально-ритмической деятельности. Здесь мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке и т. д., и, кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то, скорее всего, он превратится в муштру (что нередко встречается в практике некоторых педагогов и хореографов).
Также важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.
Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т. д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.
В процессе реализации поставленных перед нами задач, большую роль мы отводили использованию при работе с детьми двух уровней работы е музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым. Он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинговые композиции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное - это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут - все по-разному.
Второй уровень - специальный. С целью раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки мы использовали специальный индивидуально-ориентированный материал, который разучивался как с подгруппами, так и индивидуально. При этом ставилась задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции (с последующим выступлением детей не только на занятиях, но и на утренниках).
3. Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности
В различных формах организации педагогического процесса в дошкольном учреждении кроме основных видов музыкально-ритмической деятельности мы используем следующие:
Подготовительные упражнения направлены на отработку какого-либо сложного элемента танцевальной композиции, четкости и правильности выполнения движений, которые мы затем включим в танец. Эти упражнения помогают обогатить детей запасом разнообразных двигательных упражнений, выполняя их в танце, пляске свободно, уверенно и непринужденно.
Тренинговые композиции отличаются от подготовительных упражнений тем, что в них мы отрабатываем не только какое-то конкретное движение, а целую цепочку двигательных навыков, из которых состоит та или иная танцевальная композиция.
Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.
Особенностью упражнений-композиций является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции. Рекомендуется их включать в музыкально-ритмические, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.
Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально- ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы костюмов, шапочки, маски.
В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению.
Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.
Наивысшей точкой реализации творчества, фантазии и самостоятельности детей являются музыкальные спектакли, где активно осуществляется развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям, ведь в спектакле сами дети являются активными участниками и исполнителями. Благодаря разнообразной тематике данный вид музыкально-ритмической деятельности позволяет музыкально-ритмический репертуар сочетать с другими видами художественно-творческой деятельности - изобразительной, поэтической, театральной, использовать декорации, костюмы.
И, несомненно, важное условие эффективности воспитательного процесса - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единства в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомления с окружающей природой.
Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки) позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.
На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается. Например, в средней группе мы используем игровую композицию «Белочка». На вступление к песне «превращаемся в белочку» - согнуть в локте правую и левую руку, выполнить «пружинку», имитационные движения : махи, поскоки. В подготовительной группе дети с удовольствием исполняют композицию «Птичий двор» - упражнение на различные виды ходьбы, импровизируя игровые движения и изображая различных домашних птиц (уток, гусей, петухов и т. д.).
В бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера и спокойные по темпу. С этой целью мы используем упражнения «Мы проснулись», «Солнышко». Используем данные упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
Рекомендуется включать некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и в досуговые мероприятия: развлечения и вечера досуга, которые могут иметь общую игровую тему и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, играми и другими видами занимательных заданий. Очень весело и увлекательно в нашем дошкольном учреждении прошло развлечение «Джунгли зовут!». Исполнение танцевальной композиции «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского) сочеталось с аттракционом «Кто больше соберет бананов?», отгадыванием загадок, после чего к детям пришли в гости «отгадки» - веселые обитатели экзотического острова - Львенок и Черепаха и вместе с детьми исполнили общую веселую песню.
На занятии по развитию речи дети разговаривают о птицах и насекомых, которых мы можем увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы про этого насекомого. Итогом этого занятия может стать исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского. На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Дети и природа» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холоднее, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев, кружение листьев дети выполняют творческое задание на выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки». На математическом занятии, которое отмечается высокой умственной активностью и малой подвижностью использование игровых, танцевальных композиций «Кот Леопольд», «Танцуйте сидя» в качестве физкультминуток является средством расслабления, переключения внимания, а также повышения психофизического тонуса детей.
Для активизации внимания детей, пробуждения и поддержания у них интереса к музыке, к творчеству, развития творческого воображения целесообразно включать некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и на занятия по изобразительной деятельности. Так, например, композиция «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) можно включить в занятие по теме: «Цветок в подарок маме». Дети слушают песню, после чего выполняют пластическую импровизацию: стараются представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении. Затем рисуют его или выполняют аппликацию.
Игра является одной из форм организации самостоятельной музыкальной деятельности ребенка. Среди таких игр у детей основное место занимают «музыкальные занятия», «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми на музыкальных занятиях, праздниках, утренниках. Очень часто можно наблюдать, как в группе дети - «артисты» исполняют полюбившийся танец, музыкально-ритмическую композицию для своих товарищей - «зрителей». Значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, к новогоднему празднику девочки сами придумывали движения к «Танцу снежинок», мальчики - к «Танцу снеговиков». Таким образом, дети по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт, накопленный в музыкально-ритмической деятельности.
Воспитательное воздействие музыкально-ритмическая деятельность оказывает и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Таким образом, опытный педагог средствами ритмопластики, движений под музыку за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысит настроение детей, сконцентрировать их внимание. Следовательно, музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
• дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
• процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;
• дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.
Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара. «Педагогика должна быть экономной» - вот девиз предлагаемого подхода. Поэтому важно пересмотреть содержание работы, убрать все лишнее и объединить усилие всех специалистов, а детям предоставить больше времени для самостоятельных игр, творческой деятельности и прогулок.
Все выявленными нами педагогические условия были апробированы на практике и доказали свою эффективность.