Яна Штрайб
Педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с использованием мнемокарт
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с мнемокартами необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Начинать работу желательно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка с изображением «закодированной» информацией. Рисунок в квадрате может обозначать одно слово, словосочетания или простое предложения.
Публикация «Педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с использованием мнемокарт» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Мнемодорожка – это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация. Они представляют собой таблицу, состоящию из нескольких прямоугольников (мнемоквадратов, расположенных линейно (70).
Поскольку она вначале незнакома детям, педагоги должны взять на себя обучающую роль, то есть довести до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
Мнемотаблица – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Содержание мнемокарты представляет собой графическое или полуграфическое изображение сказочного персонажа, природного явления, действия и т. п. Он показывает важные смысловые связи в рассказе. Самое главное – передать условную наглядную схему, чтобы ребенок мог легко понять изображение. Изображение в мнемоквадрате служит своего рода визуальным планом для составления монолога, который помогает построить структуру, последовательность и содержание лексики и грамматики повествования.
Овладение мнемотехникой означает овладение инструментальными навыками. Изучение мнемотехники можно сравнить с обучением письму. Без обучения мнемотехникой овладеть невозможно. Как только способность к запоминанию сформирована, человек может использовать ее, а может и не использовать. Сама по себе информация не запоминается. Для запоминания необходимо применять сформировавшиеся каждый раз навыки памяти: определенную последовательность мыслительных действий, стабилизирующих информацию в мозгу.
Т. Б. Полянская предлагает следующие этапы использованием мнемотаблиц с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста :
1 этап – рассматривание таблиц и проговаривание того, что на ней изображено.
2 этап – декодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап – пересказ текста с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
Для развития связной монологической речи дошкольников метод мнемокарт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с мнемокартами и уровня развития детей.
Первый вариант – дети воспроизводят рассказ по схеме мнемокарты, составленной педагогом. Этот вариант используется для тех детей, которые имеет затруднения в самостоятельной работе с мнемокартами. Педагог предъявляет детям уже составленную мнемокарту и по ней дает детям образец пересказа. Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает наводящие вопросы.
Второй вариант – дети с помощью педагога составляют мнемокарту по заданному рассказу и пересказывают его. В этом варианте педагог выступает в роли помощника, главенствующею роль по составлению мнемокарты берет на себя ребенок.
Третий вариант – дети самостоятельно составляют мнемокарты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его.
В качестве второго педагогического условия развития связной монологической речи старших дошкольников с использованием мнемокарт мы рассматриваем использование алгоритма применения схем и мнемотаблиц в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу художественных произведений, отгадыванию и загадыванию сказок, заучиванию стихов.
Мнемокарты в образовательном процессе сущесственно помогают при заучиваннии стихов дошкольниками. Ключевым моментом является то, что для каждого слова или фразы раскрывается образ (то есть образ изображается в контексте на протяжении всего стихотворения).
Алгоритм заучивания стихотворений с использованием мнемокарт :
1. С опорой на мнемокарту педагог читает детям стихотворение.
2. Разъяснение детям непонятных им слов или словосочетаний.
3. Беседа с детьми по содержанию стихотворения.
4. Повторное чтение педагогам каждой строчки стихотворение с опорой на мнемокарту.
5. Дети самостоятельно рассказывают стихотворения, опираясь на мнемокарту.
С помощью мнемокарты можно пересказать содержание сказки или рассказа. Дети видят на мнемокарте всех персонажей и вовремя пересказа обращают внимание на правильность построения предложения, чтобы воспроизвести в своей речи нужные выражения.
Алгоритм пересказывания рассказа (сказки) с помощью мнемокарт :
1. Воспитатель читает детям рассказ.
2. Беседа по теме рассказа.
3. Воспитатель предлагает детям вместе обдумать содержание мнемокарты.
4. Чтение историю повторно с намерением пересказать ее.
5. По мнемотаблице ребенок повторяет текст своими словами.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок детьми дошкольного возраста.
Добавление загадок в работу с использованием мнемокарт помогает развивать образное мышление; лучшее понимание содержания; лучше понимать текст в перекодированном виде. Перекодирование загадок способствует развитию речи : стимулируется словарный запас ребенка, и он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а множество возможных употреблений как в прямом, так и в переносном смысле.
Мнемозагадки – это загадки, зашифрованные в картинках. При отгадывании таких загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи символов, определить объект.
Алгоритм составления и разгадывания загадок с помощью мнемокарт :
1. Воспитатель подробно комментирует каждый рисунок.
2. Детям предлагается посмотреть на зашифрованные картинки, угадать, какие предметы спрятаны, и объяснить, как угадывать предметы самим.
3. Дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
Мнемокарта также может стать продуктом совместной проектной деятельности детей и взрослых. Алгоритм создания данной мнемокарты в рамках проектной деятельности следующий:
1. Обозначение темы.
2. «Мозговой штурм» – подбор слов-ассоциаций (символов) по данной теме.
3. Детализация каждого мнемоквадрата.
Мнемокарта может стать не только продуктом проекта, но и его планом. Создание карточек для домашнего задания может помочь родителям вовлечься в образовательный процесс.
Следовательно, мнемокарты служат дидактическим материалом по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.