Валерия Селезнева
Педагогические условия развития любознательности у детей младщего дошкольного возраста
Селезнева Валерия Александровна
воспитатель
МДОУ Д/С №18
г. Орехово-Зуево
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье отмечено, что ребенок рождается исследователем.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
Публикация «Педагогические условия развития любознательности у детей младщего дошкольного возраста» размещена в разделах
о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Ключевые слова: любознательность, педагогические условия, развитие любознательности, дети младшего дошкольного возраста.
Актуальность. В настоящее время в детском саду одной из важнейших задач выступает развитие у детей любознательности. Это связано с тем, что любознательность играет главную роль в ходе развития личности ребенка, в его познавательно-исследовательской деятельности. Любознательность является одной из сторон познавательной деятельности ребенка и отражает его стремление искать новую информацию, осваивать ее в процессе познания окружающего мира. Я считаю, любознательность представляет собой цельное свойство личности, которое включает в себя соединение эмоциональных, интеллектуальных и волевых свойств.
В работе дошкольных образовательных учреждений развитию любознательности уделяется большое внимание, но часто это происходит бессистемно.
Так как не всегда педагоги в должной мере владеют такими понятиями, как любознательность, познавательный интерес, педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Целью данной статьи является: обосновать с помощью теории и рассмотреть подходы эффективного использования познавательно-исследовательской деятельности, как средства формирования любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
При изучении данной темы мною поставлены следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, выделить педагогические условия и особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Объектом исследования является процесс формирования любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают условия использования познавательно-исследовательской деятельности детей как средство развития любознательности.
Любознательность – психологическое свойство личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенность деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Педагогические условия развития любознательности – это практические и исследовательские действия ребенка. Большое значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.
Для глубокого изучения развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста я рассмотрела позиции следующих авторов: Н. Б. Шумакова, Н. Ц. Купарадзе, Е. Э. Кригер.
Н. Б. Шумакова считает, что «По количеству вопросов у детей младшего дошкольного возраста можно сформировать общее представление о степени выраженности у него любознательности, потому что любознательный ребенок задает вопросы довольно часто, и эти вопросы направлены на понимание сущности того или иного объекта или предмета, либо его взаимосвязи с другими объектами и явлениями окружающего мира»
А Н. Ц. Купарадзе говорит о том, что «При условии хорошо организованной развивающей предметно-пространственной среды, грамотного педагогического руководства разными видами деятельности ребенка создаются благоприятные условия для развития любознательности». Чем больше ребенок узнает о разных объектах, явлениях тем больше у него возникает разнообразных вопросов, на которые он ищет ответы. Это способствует развитию любознательности.
Любознательность побуждает ребенка искать ответы на свои вопросы, выдвигать предположения и, используя разные способы познания, подтверждать либо опровергать выдвинутые гипотезы. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему? Зачем? Как?».
По мнению Е. Э. Кригер, в деятельности формируются положительные эмоции в процессе взаимодействия с объектом деятельности, в процессе самой деятельности и по отношению к людям, которые участвуют в этой деятельности, то есть ко взрослым и сверстникам.
Н. Ц. Купарадзе отмечает, что возникновению любознательности способствует правильно организованная деятельность. Она должна соответствовать следующим требованиям:
подготовка основы для проявления любознательности (стимуляция потребности в данном объекте или данной деятельности, усвоение определенных знаний и умений);
создание отношения к предмету или деятельности, перевод смыслообразующих мотивов в более близкие;
организация систематической поисковой деятельности, в которой реализуется истинная любознательность. Ее отличают проявления познавательного интереса и внутренней мотивации, познания и выполнения данной деятельности.
Еще одним требованием является построение деятельности таким образом, чтобы в процессе работы у ребенка возникали вопросы, и они побуждали его ставить новые задачи, которые не исчерпывались в данной конкретной деятельности, например, на занятии, и ребенок мог переносить свои интересы в другие виды деятельности. В работе Е. В. Жихаревой отмечается, что развитие любознательности занимает продолжительное время, это процесс, который требует систематичности и целенаправленности
Организованная таким образом деятельность будет носить поисковый характер, и способствовать достижению ребенком радости познания, закреплению положительных результатов, вырабатывающих стойкий динамический стереотип любознательности, которая постепенно будет формироваться в личностное качество.
Использование поисковой, исследовательской деятельности, наличие проблемных ситуаций, являются очень важными в развитии любознательности, поскольку, ребенок должен сталкиваться с проблемой, у него должны возникать вопросы, противоречия, к разрешению которых он будет стремиться.
Эффективным методом развития любознательности является использование различных занимательных игр, упражнений, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать познавательную потребность или познавательный интерес ребенка.
Кроме того, как отмечают многие исследователи, важное значение в развитии любознательности принадлежит взаимодействию со взрослым, умение взрослого предлагать ребенку разнообразную информацию, ставить перед ним проблемные вопросы, влияет на стимулирование его познавательных интересов.
Чем более глубокой становится исследовательская деятельность ребенка, тем более насыщенной и выраженной становится любознательность, тем шире становятся познавательные интересы ребенка. По мнению К. М. Рамоновой, одним из ключевых условий развития любознательности также является развивающая предметно-пространственная среда.
На данный момент в психолого-педагогической литературе обозначена важнейшая роль организации развивающей среды для развития личности ребенка.
Таким образом, психолого-педагогический анализ литературы и изучение авторских позиций показывает, что развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом педагогических условий : обогащение предметно-развивающей среды, повышение компетентности педагогов в развитии любознательности детей, организация систематической познавательно-исследовательской деятельности, формирование положительного отношения к деятельности.
Список литературы
1. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис. … канд. пед.
наук / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2010. – 17 с.
2. Купарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ц. Купарадзе. – М., 2011. – 121 с.
3. Рамонова К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей
дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. – СПб, 2007. – 187 с.
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
4. Танхаева Е. Р. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 596–599 [Электронный ресурс]. –
5. Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Н. Б. Шумакова; под ред.
А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 2011. – С. 10–35.