Таисия
Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Т. Ю. Попова
воспитатель старше-подготовительной группы
г. Санкт-Петербурга
Ребенок с самого рождения вступает в разнообразные отношения с окружающими. Не общаясь с другими людьми, человек не сможет жить полноценной жизнью, трудиться, и духовно развиваться. Психическое развитие происходит в процессе общения, которое является необходимым условием существования человека.
Публикация «Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах
В условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельной, свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социокультурной средой. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. В связи с этим, сущностью адекватно организованного процесса дошкольного образования является накопление ребенком субъектного опыта, содержащего средства и способы взаимодействия с миром, расширение возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии.
ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этапе завершения дошкольного образования является активное взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Любое взаимодействие людей начинается с распределения функций, даже если взаимодействует минимальное количество. Без распределения невозможно существование группы как единого целого. Человек, его личность являются главным материалом для создания групп, в связи с этим группа понимается через личность.
Идеи А. С. Макаренко получили своё развитие в педагогике В. А. Сухомлинского, который считал, что коллектив нельзя назвать безликой массой, так как коллектив – это индивидуальности, которые собраны вместе. Воспитывающая сила коллектива – это те духовные богатства, которые есть у каждого члена коллектива, что каждый член коллектива приносит с собой, что отдаёт другим людям, что он получает в коллективе. Именно богатство внутреннего мира каждой личности является основой полноценной, содержательной жизни коллектива. С этим нельзя не согласиться. Ведь, действительно в коллективе от каждого человека зависит его процветание и активная деятельность, а также строится взаимодействие.
В. А. Сухомлинский отмечал в своих работах тот факт, что коллектив становится воспитывающей силой при наличии совместной работы и деятельности. Но эта деятельность должна раскрывать высокую идейную одухотворенность труда благородными моральными ценностями.
Задача детского сада состоит в том, чтобы обеспечить творческое саморазвитие личности в коллективе. Отталкиваясь от этой задачи, В. А. Сухомлинский предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.
Исследователь А. С. Аркин понимал детский коллектив, как группу детей, которые длительно связаны общностью среды и организации. Детский коллектив определяется своей самостоятельностью, значительно определяющей содержание и развитие коллективной жизни.
В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции самоорганизации, умение следовать общим правилам. Исследования, посвященные данной проблеме, говорят о том, что период дошкольного детства – это период, в котором взаимоотношения между детьми развиваются в общении. Общение меняется с возрастом детей : изменяется его содержание, потребности, мотивы и средства общения. Этап старшего дошкольного детства – это период расцвета детских взаимоотношений.
Т. И. Бабаева в своих исследованиях выделила следующие особенности во взаимодействии старших дошкольников друг с другом :
- старший дошкольный возраст – это период развития ребёнка, когда значительно активнее и настойчивее проявляются стремления к содержательному и разнообразному общению со сверстниками, это создаёт естественные предпосылки для формирования гуманного межличностного общения.
- в старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к нормативным основам общения и регулирования взаимоотношений.
- старшие дошкольники устанавливают более длительные контакты со сверстниками, кроме того, эти контакты становятся устойчивыми и личностно обусловленными. В группе старших дошкольников складывается определённая система межличностных отношений, совместной деятельности, ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на гуманистические проявления детей в общении;
- данный возраст характеризуется проявлением интереса дошкольников к внутреннему миру других, к чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Старший дошкольник способен сопереживать близким и даже незнакомым людям. Развитие эмпатии играет важную роль в формировании личности дошкольника, в воспитании культуры межличностных отношений.
В работах М. И. Лисиной предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Центром внимания М. И. Лисиной является внутренний, психологический пласт поведенческой картины общения. Она рассматривает именно потребности и мотивы общения, являющиеся по сути дела, отношениями.
О. Журавых отмечает значение совместной деятельности в воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, способности понимать сверстника. Используя ситуации, в которых ребенок действует не один, а вместе с другими детьми, педагог формирует у ребёнка способности понимать потребности и стремления другого человека. Ребёнок учится согласовывать свои действия со сверстниками или со взрослыми, обращается с просьбами и сам предлагает помощь, а также учится разрешать конфликты конструктивно.
Взаимодействия между детьми, как отмечала А. П. Усова, характеризуются, прежде всего, тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне на основе интереса друг к другу.
Таким образом, взаимодействие между дошкольниками – это отношения, формирующиеся в группе ДОУ, целью которых является формирование дружеских взаимоотношений. Существует многообразие средств формирования и развития взаимодействия, среди которых особую значимость приобретает совместная деятельность и игровые технологии.
Умения взаимодействовать со сверстниками формируются в процессе совместной систематической деятельности старших дошкольников в группе, а также в процессе образовательно-воспитательного процесса ДОУ.
Список литературы:
1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева — М. : Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
2. Аркин, Е. А. Биологические особенности дошкольного возраста // Педагогическая энциклопедия / Е. А. Аркин. - Т. 2. М., 1930.
3. Бабаева, Т. И. Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста) / Т. И. Бабаева // Вопросы психологии, 2004,.№5.
4. Зырянова, С. М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, Л. Л. Лашкова; Уральский государственный педагогический университет : Екатеринбург, 2006.-143 с.
5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : пособие для студентов педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 160 с.