Ирина Катунина
Педагогические условия формирования у детей осознано-правильного отношения к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Формировать этические принципы отношения к природе важно уже в дошкольном возрасте. Для этого в ДОУ необходимо создать определенные педагогические условия и вовлекать в этот процесс родителей.
Ключевые слова
Дошкольное учреждение, экологическая среда, дошкольник, родители
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В настоящее время одной из тревожных и актуальных проблем является взаимодействие человека и природы. Концепция дошкольного воспитания прямо указывает на то, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать этические принципы отношения к природе. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из социума, окружающей среды, в этом возрасте начинают закладывать нравственные основы, которые проявляются у ребенка, в том числе, и во взаимодействии с природой. Дошкольнику
необходимо показать, что человек – существо биологическое, что он часть природы, и от
отношения человека к природе будет зависеть его здоровье. При этом формировать у детей
осознанно - правильное отношение к природе необходимо опираясь на интеллектуальное,
социальное и физическое развитие.
Основными педагогическими условиями для формирования осознанно - правильного
отношения к природе в дошкольном учреждении выступают:
- развивающая предметно - пространственная среда экологической направленности;
- непосредственное включение дошкольника в природоохранную деятельность;
- вовлечение родителей в процесс формирования экологической культуры детей.
В МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» создана развивающая предметно -
пространственная экологическая среда. Здесь есть экологическая лаборатория, которая
находится в отдельном помещении. В ней имеются коллекция объектов неживой природы,
панорамы природных ландшафтов, микроскопы, колбочки, весы, мерные стаканы. Под
руководством воспитателей дети старшего дошкольного возраста проводят различные
опыты, исследования.
Во всех возрастных группах детского сада оборудованы центры природы,
экспериментирования, наполняемость которых стимулирует разнообразную
самостоятельную и познавательную деятельность детей. В уголках природы размещены
календари погоды. В нем дети отмечают погоду и закрепляют знания, полученные в ходе
наблюдений в природе, расширяют знания о природных явлениях.
10
В группах есть комнатные растения, такие как цикламен, традесканция, герань, бегония -
Рекс, каланхоэ, хлорофитум, за которыми дети наблюдают и ухаживают на протяжении
всего учебного года. Наличие комнатных растений несет большую педагогическую
нагрузку, т. к. дети видят, что растения здоровы и хорошо цветут благодаря их усилиям и
заботе.
На территории детского сада есть экологическая тропа, на которой высажены разные
лекарственные растения. У каждой возрастной группы на территории детского сада
организованы мини - огороды. Под руководством воспитателей дети сажают семена
овощей, поливают их, ухаживают за ними, т. е. реализуются разнообразные виды детской
деятельности, предполагающие взаимодействие с природой. В процессе посильной
трудовой деятельности дети знакомятся сезонными изменениями в природе, узнают о роли
человека в управлении природой.
Формирование осознанно - правильного отношения к природе невозможно без тесного
взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов - детей - родителей.
Воспитатель в процессе образовательной деятельности формирует у детей практические
навыки и представления. Для того, чтобы эти навыки переходили в самостоятельную
деятельность, их необходимо закреплять не только педагогу, но и родителям. Отсюда
возникает необходимость проведения просветительской работы с родителями, которая
реализуется через родительские собрания, круглые столы, заседания родительского клуба,
оформление информационных стендов для родителей, выставки работ детей и др.
В дошкольном учреждении часто проходят природоохранные акции, в которых
участвуют сотрудники детского сада, дети и их родители. Эти акции обычно приурочены к
событиям, датам, имеющим общественное значение. На детей они имеют большое
воздействие, оставляя положительные эмоциональные впечатления. Это: «Гостеприимная
кормушка», «Покормите птиц зимой», «День птиц», «Чистый город» и др.
Основным показателем эффективности экологического образования является участие
детей и родителей в улучшении природного окружения своей местности.
Таким образом, формировать осознанно - правильное отношение к природе необходимо
уже в дошкольном возрасте через организацию развивающей предметно -
пространственной среды, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность
детей и взрослого. При этом участие родителей необходимо.