Лариса Мандаева
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности
▼ Скачать + Заказать документы
«Любить свою родину - значит пламенно
желать видеть в ней осуществление
идеала человечества и по мере сил
своих способствовать тому»
В. Г. Белинский.
«Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни. Наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодое поколение наших сограждан.
Темочки:
В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях.
Решение данной задачи в период дошкольного детства чрезвычайно значимо, так как начинает формироваться самосознание ребенка, а в возрасте от 5 до 7 лет, идет наиболее интенсивное личностное развитие.
Так в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-№ 273 от 26.12.2012 года указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданской принадлежности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Также обозначены принципы в области образования, и значимое место в них занимают воспитание гражданственности, толерантности, защита и развитие национальных и региональных особенностей.
Цель:
Определение оптимальных педагогических условий по формированию гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста
Задачи:
- Определить социально-педагогические условия формирования гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.
- Отобрать формы и методы педагогической работы направленные на формирование гражданственности у детей дошкольного возраста.
- Развивать нравственно-патриотические качества у дошкольников, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
- Формировать у детей активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни; черт человека, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
- Воспитать в растущем человеке любви к родной земле; любви и уважения к родному дому, родной улице, городу; чувства гордости за достижения страны, за мужество воинов.
Для решения этих задач использовались социально-педагогические принципы :
-Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве педагога с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учреждении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации детей.
-Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как ребенка, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении её творческой самореализации.
-Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребёнка и взрослого таким, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей к неприятию негативных проявлений действительности.
-Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между педагогом и детьми.
Если в процессе становления гражданско-патриотической позиции у дошкольников будут созданы необходимые педагогические условия для осуществления комплекса мер по гражданскому воспитанию, то это приведёт к формированию гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности включают :
1. Стимулирование творческой и познавательной активности детей.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:
-Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
-Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
-Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей. Стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.
2. Системность и последовательность воспитания и обучения.
предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе.
Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последующий материал усвоения опирается на предыдущий, что создаёт предпосылки для более качественного усвоения обучаемыми новых знаний.
3. Обеспечение психологического комфорта при организации занятий
определяется удобством развивающего пространства и положительным эмоциональным фоном, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.
Критерии, составляющие психологический комфорт ребё нка в ДОУ:
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
2. Распорядок дня.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды.
4. Стиль поведения воспитателя.
От воспитателя требуются не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.
4. Преемственность в организации разнообразных видов деятельности.
подразумевает последовательный переход от одного вида деятельности к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Начиная работу по воспитанию гражданской принадлежности, мы, прежде всего, изучаем природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края; продумали, о чём будем рассказывать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, чтобы доступно показать связь родного края со всей страной.
В работе по гражданскому воспитанию дошкольников мы используем следующие методы:
Целевые прогулки по улицам села, в честь которых названы улицы.
Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь взрослых, изменения в облике республики, района, улицы и т. п. ;
Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
Беседы с детьми о нашей республике, районе, селе и улице.
Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
Привлечение детей посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой край и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция-самый сильный фактор воспитания).
Поисково-исследовательская деятельность. В нашем детском саду проводится кружок «Я- исследователь». Дети с удовольствием проводят опыты и эксперименты, позволяющая развивать естественно-научные представления у дошкольников, познавать картину мира в целом, также способствующая формированию гражданственности.
Для формирования гражданственности у детей нами применяются следующие формы работы с детьми :
- тематические занятия;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- театрализованная деятельность;
- беседа;
- игра;
- праздники для воспитанников детского сада
- инновационная деятельность
Важной и новой формой работы с детьми в воспитании гражданской принадлежности я выделила инновационную деятельность, и определила, при каких условиях, у воспитанников будет сформировано чувство гражданственности :
- при интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных видов детской деятельности: исследовательской, изобразительной, игровой, театральной деятельности;
- при организации развивающей среды, включающей лаборатории для проведения экспериментов, мастерских для развития познавательной активности и естественно-научных представлений у дошкольников.
Результаты
- определены педагогические условия, формирующие воспитательную среду по организации гражданского воспитания в детском саду, а именно: обогащение содержания развивающей предметно-пространственной среды посредством включения в неё патриотического компонента, личностная позиция педагога, использование новейших педагогических технологий; включение вопросов гражданского воспитания в научно-исследовательскую деятельность, интеграция в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей.
У детей :
- сформированность гражданско-патриотических чувств в процессе реализации данных целей;
- приобщение к истокам народной культуры;
- расширение знаний по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- развитие познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
- развитие творческих способностей, интеллектуальных способностей и речевой культуры.
- развита способность выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей умение сопереживать, оказывать посильную помощь;
- воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
- применение полученных знаний в добрых делах на благо Родины.
Вывод: Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, это останется с ними на всю жизнь.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей гражданственности становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий. Я считаю, что оптимальные педагогические условия для этого нами созданы. Прежде всего необходима готовность самого педагога к гражданскому воспитанию дошкольников. Необходим переход на новый уровень понимания, приобретение теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.