Приложение МААМ

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности

Лариса Мандаева
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности
▼ Скачать + Заказать документы

«Любить свою родину - значит пламенно

желать видеть в ней осуществление

идеала человечества и по мере сил

своих способствовать тому»

В. Г. Белинский.

 «Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни. Наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодое поколение наших сограждан.

Публикация «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности» размещена в разделах

В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях.

Решение данной задачи в период дошкольного детства чрезвычайно значимо, так как начинает формироваться самосознание ребенка, а в возрасте от 5 до 7 лет, идет наиболее интенсивное личностное развитие.

Так в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-№ 273 от 26.12.2012 года указывается  на  необходимость усиления воспитательной функции  образования, направленной на формирование гражданской принадлежности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Также обозначены принципы в области образования, и значимое место в них занимают воспитание гражданственности, толерантности, защита и развитие национальных и региональных особенностей.

Цель:

Определение оптимальных педагогических условий по формированию гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста

Задачи:

- Определить социально-педагогические условия формирования гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

- Отобрать формы и методы педагогической работы направленные на формирование гражданственности у детей дошкольного возраста.

- Развивать нравственно-патриотические качества у дошкольников, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

- Формировать у детей активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни; черт человека, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

- Воспитать в растущем человеке любви к родной земле; любви и уважения к родному дому, родной улице, городу; чувства гордости за достижения страны, за мужество воинов.

Для решения этих задач использовались социально-педагогические  принципы :

-Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве педагога с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учреждении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации детей.

-Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как ребенка, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении её творческой самореализации.

-Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребёнка и взрослого таким, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей к неприятию негативных проявлений действительности.

-Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между педагогом и детьми.

 Если в процессе становления гражданско-патриотической позиции у дошкольников будут созданы необходимые педагогические условия для осуществления комплекса мер по гражданскому воспитанию, то это приведёт к формированию гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности включают :

1. Стимулирование творческой и познавательной активности детей.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных  учреждениях предлагается решение следующих задач:

-Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

-Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

-Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей. Стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.

2. Системность и последовательность воспитания и обучения.

предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе.

Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последующий материал усвоения опирается на предыдущий, что создаёт предпосылки для более качественного усвоения обучаемыми новых знаний.

3. Обеспечение психологического комфорта при организации занятий

определяется удобством развивающего пространства и положительным эмоциональным фоном, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.

Критерии, составляющие психологический комфорт ребё нка в ДОУ:

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

2. Распорядок дня.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды.

4. Стиль поведения воспитателя.

От воспитателя требуются не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.

4. Преемственность в организации разнообразных видов деятельности.

подразумевает последовательный переход от одного вида деятельности к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Начиная работу по воспитанию гражданской принадлежности, мы, прежде всего, изучаем природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края; продумали, о чём будем рассказывать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, чтобы доступно показать связь родного края со всей страной.

В работе по гражданскому воспитанию дошкольников мы используем следующие  методы:

Целевые прогулки по улицам села, в честь которых названы улицы.

Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь взрослых, изменения в облике республики, района, улицы и т. п. ;

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

Беседы с детьми о нашей республике, районе, селе и улице.

Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

Привлечение детей посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);

Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой край и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция-самый сильный фактор воспитания).

Поисково-исследовательская деятельность. В нашем детском саду проводится кружок «Я- исследователь». Дети с удовольствием проводят опыты и эксперименты, позволяющая развивать естественно-научные представления у дошкольников, познавать картину мира в целом, также способствующая формированию гражданственности.

Для формирования гражданственности у детей нами применяются следующие формы работы с детьми :

- тематические занятия;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии;

- театрализованная деятельность;

- беседа;

- игра;

- праздники для воспитанников детского сада

- инновационная деятельность

Важной и новой формой работы с детьми в воспитании гражданской принадлежности я выделила инновационную деятельность, и определила, при каких условиях, у воспитанников будет сформировано чувство гражданственности :

- при интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных видов детской деятельности: исследовательской, изобразительной, игровой, театральной деятельности;

- при организации развивающей среды, включающей лаборатории для проведения экспериментов, мастерских для развития познавательной активности и естественно-научных представлений у дошкольников.

Результаты

- определены педагогические условия, формирующие воспитательную среду по организации гражданского воспитания в детском саду, а именно: обогащение содержания развивающей предметно-пространственной среды посредством включения в неё патриотического компонента, личностная позиция педагога, использование новейших педагогических технологий; включение вопросов гражданского воспитания в научно-исследовательскую деятельность, интеграция в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей.

У детей :

- сформированность гражданско-патриотических чувств в процессе реализации данных целей;

- приобщение к истокам народной культуры;

- расширение знаний по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

- развитие познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

- развитие творческих способностей, интеллектуальных способностей и речевой культуры.

- развита способность выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей умение сопереживать, оказывать посильную помощь;

- воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.

- применение полученных знаний в добрых делах на благо Родины.

Вывод: Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, это останется с ними на всю жизнь.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей гражданственности становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий. Я считаю, что оптимальные педагогические условия для этого нами созданы. Прежде всего необходима готовность самого педагога к гражданскому воспитанию дошкольников. Необходим переход на новый уровень понимания, приобретение теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада» МБДОУ «Кубитетский детский сад «Колосок» Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 11:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мандаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД