Анастасия Ковалева
Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А. И. Ковалева
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема трудовой деятельности, которая является для человека не только средством удовлетворения его потребностей, но и движущей причиной развития его физических и духовных способностей.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста; трудовая деятельность; педагогические условия; труд.
Pedagogical conditions for the formation of a positive attitude to work in children of senior preschool age
Abstract: this article deals with the problem of labor activity, which is for a person not only a means of satisfying his needs, but also a driving cause for the development of his physical and spiritual abilities.
Keywords: children of senior preschool age; labor activity; pedagogical conditions; work.
Трудовая деятельность является для человека не только средством удовлетворения его потребностей, но и движущей причиной развития его физических и духовных способностей.
Труд представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходим определенный уровень физического и психического развития. Соответствующие физические качества и качества личности не даны человеку в готовом виде от рождения. Они формируются под влиянием условий его жизни и воспитания. Поэтому подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности является ответственной педагогической задачей и вместе с тем важнейшей проблемой психологического исследования. Эта подготовка начинается очень рано, задолго до того, как ребенок сможет принять участие в общественно полезном труде.
С самого раннего детства идет физическое развитие, усваиваются разнообразные знания и умения, формируется мышление, вырабатываются волевые качества личности, воспитываются высокие общественные мотивы поведения – стремление быть полезным окружающим, умение считаться с интересами окружающих. В известном смысле слова все развитие ребенка можно рассматривать как подготовку к будущей трудовой деятельности. Однако во всем этом многообразии направлений развития необходимо выделить основные стороны, которые имеют непосредственное или более близкое отношение к созданию у ребенка психологической готовности к общественно-полезному труду.
В дошкольном возрасте происходит переход от действий результативных к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его и создание в результате конструктивной и изобразительной деятельности нового объекта, что имеет существенное значение для подготовки к трудовой деятельности [1].
Подражая взрослым, дети первоначально фактически создают известный продукт, и лишь после этого они осознают этот факт и начинают стремиться к достижению определенного результата. Наблюдения за деятельностью детей показывают, что на пороге дошкольного возраста, рисуя, конструируя и т. д., дети не имеют первоначально в виду создание определенного продукта и осмысливают получившееся лишь после того, как деятельность закончена. В дальнейшем под влиянием взрослых, которые словесно интерпретируют полученные результаты и положительно их оценивают, дети сами начинают стремиться к достижению известного продукта. В связи с этим развивается способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения.
Вместе с возникновением продуктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие произвольных движений, формирование разнообразных двигательных навыков. Среди них следует отметить навыки, связанные с употреблением некоторых предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Как указывалось выше, первые попытки согласовать свои действия не только с физическими свойствами предметов, но и с их назначением происходят уже в раннем возрасте. Однако первоначально эти попытки носят еще несовершенный характер.
Ребенок учитывает назначение предметов, но у него еще не сложились двигательные навыки, необходимые для их целесообразного употребления. Значительный прогресс в этом отношении происходит в дошкольном возрасте. Самообслуживание, изобразительная деятельность, сюжетные игры, изготовление различных поделок из бумаги и дерева предъявляют довольно высокие требования к целесообразному использованию предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В связи с этим происходит формирование специфически человеческих навыков, которые П. Я. Гальперин называет «орудийными операциями». Ребенок постепенно научается подчинять движения руки логике движения «орудия». Формирование «орудийных операций» или навыков имеет важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности [2].
Непосредственное отношение к созданию у ребенка психологической готовности к трудовой деятельности имеет формирование нравственных качеств личности. Н. К. Крупская [5], А. С. Макаренко большое значение придавали становлению общественного сознания ребенка, развитию у него правильного отношения к делу. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович, Н. М. Матюшиной и др. в дошкольном возрасте начинают складываться общественные мотивы деятельности, что служит основой для формирования нравственных качеств личности [4,6].
Процесс трудового воспитания приводит к изменению качественных характеристик деятельности ребенка. Конечный результат этих изменений определяется в литературе либо как сформированность у детей положительного отношения к труду, либо как трудолюбие.
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов [3].
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.
Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной ни потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности [6].
В процессе формирования положительного отношения к труду велика роль воспитателя. Он способствует формированию отчетливого понимания детьми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда.
Воспитатель развивает умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выражен обмен результатами труда. На конкретных примерах помогает ребенку в осознании важности ответственного отношения к работе каждого человека для благополучия жизни всех людей.
Создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира.
Основными методами формирования положительного отношения к труду являются: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; изобразительная деятельность и сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в рисунке или игре мир взрослых, а также включать реальные трудовые процессы; рассматривание предметов, инструментов, материалов; обсуждение реальных событий из детской жизни, организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения; дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, методы воспитания являются одним из важнейших компонентов воспитательного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи воспитания, достичь усвоения детьми определенного материала.
Список источников:
1. Запорожец, А. В. Отечественные психологи и педагоги, избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986. – 391 с.
2. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
3. Черепанова, И. Б. Дети взрослеют в труде / И. Б. Черепанова. – М. : Педагогика, 1990. – 174 с.
4. Запорожец, А. В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. – 295 с.
5. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова. – М. : Просвещение, 2002. – 271 с.
6. Леонтьев, А. Н., Запорожец, А. В. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М. : АПН РСФСР, 1948 – 256 с.
7. Тулегенова, А. Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1978. – 24 с.
List of sources:
1. Zaporozhets, A.V. Domestic psychologists and teachers, selected psychological works / A. V. Zaporozhets. – M.: Pedagogy, 1986. – 391 p.
2. Kozlova, S.A. Moral and labor education of preschoolers: Proc. allowance / S.A. Kozlova, N.K. Dedovskikh, V.D. Kalishenko and others; Ed. S.A. Kozlova. - M.: Publishing Center "Academy", 2003. - 144 p.
3. Cherepanova, I.B. Children grow up in work / I.B. Cherepanov. - M.: Pedagogy, 1990. - 174 p.
4. Zaporozhets, A.V., Elkonin D.B. Psychology of personality and activities of a preschooler / ed. A.V. Zaporozhets and D.B. Elkonin. – M.: Enlightenment, 1965. – 295 p.
5. Kozlova, S.A. Moral and labor education of preschoolers / S.A. Kozlov. - M.: Enlightenment, 2002. - 271 p.
6. Leontiev, A.N., Zaporozhets, A.V. Issues of psychology of a preschool child / ed. A.N. Leontiev, A.V. Zaporozhets. – M.: APN RSFSR, 1948 – 256 p.
7. Tulegenova A.G. Pedagogical conditions for the formation of a positive attitude to work in children of senior preschool age: Abstract of the thesis. dis. cand. ped. Sciences. - M., 1978. - 24 p.