Узнифат Мисриханова
Педагогические подходы к ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с поэтическими произведениями
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические подходы к ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с поэтическими произведениями.
Наиболее фундаментальной работой по ознакомлению детей с поэзией является книга Р. И. Жуковской «Чтение стихотворений в детском саду».
Р. И. Жуковская отмечает, что многие дети плохо знают поэтические произведения, имеют небольшой интерес к ним.
Причины:
1. Чтение и разучивание стихотворений практиковалось только в связи с праздниками.
2. Воспитатели детского сада не умеют работать с поэтическими произведениями.
Публикация «Педагогические подходы к ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с поэтическими произведениями» размещена в разделах
Ею разработаны, специальные занятия по ознакомлению детей, с стихотворными произведениями, к сожалению, большинство занятий разработаны для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагог С. Л. Хейфиц в статье «Воспитатель и книга» указывает на то, что воспитатель должен обладать определенными качествами для того, чтобы пробудить у детей интерес и любовь к поэтическим произведениям.
Она выдвигает требования к воспитателю:
1. Воспитатель сам должен иметь вкус и творческий подход к поэзии, уметь разбираться в ней.
Желательно, чтобы воспитатель чаще держал поэтические произведения в руках, просматривая их, обращая внимание на автора, на соответствие содержания возрастным особенностям группы, а самое главное, на художественную ценность произведения.
Если в произведении показана действительность, если мораль дана не грубо и топорно, если она помогает детям вырабатывать свое собственное отношение к положительным и отрицательным явлениям жизни, если язык яркий, меткий, лаконичный, значит, это произведение нужное, полезное.
2. Воспитатель должен уметь выразительно читать и рассказывать.
Читать поэтическое произведение надо так, чтобы перед детьми возникали живые образы.
Очень важно, чтобы стихотворение заполнилось ребенку в правильном художественном исполнении.
При чтении стихов воспитатель должен передать не только смысловое содержание, но и их форму и стиховую музыку.
3. Воспитатель должен знать методику работы с книгой, помогающую детям понять произведение, закрепить его в памяти.
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Основными методами являются:
1. Чтение воспитателя.
2. Рассказывание воспитателя.
3. Инсценирование.
4. Заучивание наизусть.
Традиционно в методике принято выделять две формы работы:
1. Чтение и рассказывание художественной литературы.
2. Заучивание стихотворений.
Анализируя работы Р. И. Жуковской, О. А. Ушаковой, Н. В. Любимовой и других, можно выделить несколько методических моментов важных при ознакомлении детей с поэтическим произведением.
1. Накопление чувственного и языкового опыта.
- наблюдение;
- расширение и углубление словаря детей;
2. Использование других видов искусства – музыки, живописи (Н. В. Любимова, А. И. Полозова).
3. Накопление стихового опыта (Ю. Г. Илларионова, т. е. создание так называемой «атмосферы поэзии», поэтическое слово должно сопровождать жизнь ребенка.
4. Развитие образного мышления.
(Дж. Родари, В. Левин, В. Глоцер, О. Сонкова, И. Трофимова).
Интересная система работы по развитию детского поэтического воображения представлено в книге В. Левина.
Автор отмечает наличие необходимых предпосылок для развития творческого воображения.
1. Постоянная готовность к восприятию искусства.
2. Высокая активность.
3. Не шаблонность мышления и восприятия.
4. Раскованность в действиях.
5. Эмоциональность и непосредственность восприятия.
Работа В. И. Левина – эта попытка создать стройную систему по развитию творческого мышления, где основным приемом обучения используется игра.
Анализ педагогической литературы свидетельствует, что:
1. Имеется совершенный стиховой материал для воспитания, любви и интереса к поэзии.
2. Авторами созданы разнообразные методические приемы ознакомления с поэзией.
3. В детском саду не всегда организуется целенаправленное приобщение детей к поэзии.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об особой роли младшего дошкольного возраста в поэтическом развитии человека, о периоде «поэтической одаренности» каждого здорового ребенка, которым педагогу следует активно воспользоваться для воспитания и развития полноценно эстетически развитого человека, будущего «талантливого читателя».