Анна Белокрылова
Педагогические особенности создания предметно-развивающей образовательной среды в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной груп-пы, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимо-действия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках. Если создать модель открытой образовательной среды ДОУ, ориентированной на поддержку детских инициатив, то станет возможным раскрытие индивидуального и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому необходимо обеспечивать новые формы организации образовательной деятельности : проектирование, экспериментальная и исследовательская деятельность.
Публикация «Педагогические особенности создания предметно-развивающей образовательной среды в дошкольном образовании» размещена в разделах
В нашем детском саду педагоги активно используют метод проек-тов, т. к. он позволяет формировать активную, самостоятельную и ини-циативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познаватель-ный интерес. Проект позволяет интегрировать сведения из разных обла-стей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интерес-ным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в се-бе знания, умения, компетенции и ценности. В начале проектной дея-тельности у детей от 3,5 до 5 лет еще нет достаточного жизненного опыта, он не может пока самостоятельно найти противоречия в окру-жающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел, поэто-му проектная деятельность организуется как сотрудничество, в котором активная роль принадлежит воспитателю, а деятельность детей носит подражательно-исполнительский характер, их увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым.
В реализацию проектов включаются родители, которые становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Очень важно вовремя заметить и поощрить похвалой первые попытки детей самостоятельно решить проблему. Ставятся следующие задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). С 5 до 6 лет дети уже накапливают определенный социальный опыт : опыт общения со сверстниками и разнообразной совместной деятельности, они способны оценивать свои поступки и поступки сверстников. Они уже могут самостоятельно найти проблему, которая может стать основой для проекта. В этом возрасте помощь взрослого не столь значительна и носит дифференцированный характер. К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка.
Роль взрослого заключается в развитии и поддержке творческой активности детей, создании условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом. Очень важно помнить, что для того, чтобы ребенок в 6 лет мог самостоятельно определить проблему и поставить цель, его нужно привлекать к процессу целеполагания уже в три с половиной – четыре года.
Проектная деятельность развивает творческое и критическое мыш-ление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
В детском саду темы проектов основываются на воспроизведении домашней жизни с постепенным расширением до воспроизведения жизни общественной. Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Например, каждый ребенок построил домик для своей куклы, воспитатель предлагает их поставить рядом. Из большого числа домиков вырастают улицы. Улицы должны иметь названия, дома – номера. Дети знакомятся с буквами и цифрами, приобретая новые знания. К реализации проектов можно привлекать родителей дошколь-ников. Они помогут детям собрать и оформить материалы.
Целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его. Создавая индивидуальную образовательную среду для каждого воспитанника, удовлетворяя его потребности в приобретении знаний, расширяя его кругозор и развивая его мотивацию к познавательной деятельности, педагог стремится наполнить культурно-образовательное пространство детского сада таким содержанием, которое помогло бы духовно и нравственно обогатить ребенка. В образовательной среде ДОУ каждый воспитанник приобретает социальный опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и реализует право выбора вида деятельности.