Мария Утенкова
Педагогические беседы с родителями ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом или матерью ребенка, с другими членами семьи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма. А также в сочетании с другими формами: беседа на родительском собрании, консультации.
Публикация «Педагогические беседы с родителями ДОУ» размещена в разделах
Цель педагогической беседы с родителями – это обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания, достижения единой точки зрения, оказание своевременной помощи родителям. В беседе должны быть активны, как и воспитатель, так и педагог, так как это существенная особенность данной формы.
Например, воспитатель провел беседу с родителями на определенную тему (дал совет, сделал замечание и др.). Но при этом осталось невыясненным, что думали родители по этому вопросу. Как они приняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что послужило причиной отклонения в поведении ребенка. Значит беседа была не проведена в неполной мере.
Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Активность воспитателя вызывает ответную активность родителя. Потребность родителей - это искать у педагога поддержки или совета, обсудить с ним педагогические проблемы. Именно у воспитателя родители должны находить ответы на волнующие опросы. Ведь воспитатель, который хорошо знает ребенка, может дать конкретный квалифицированный совет родителям.
Иногда случается так, что родители бывают инициатором беседы и у педагога нет в данный момент уделить внимание родителям. В данном случае педагог договаривается о беседе в другое время, удобное не только для него самого, но и для родителей.
Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего он ее начнет, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Планируя тематику бесед, необходимо стремится по возможности охватить все стороны воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогическая беседа, которая возникает с отдельными родителями утром или вечером должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего это их конкретность и содержательность. Родители в результате беседы должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников. Беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей. Важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность.
Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы, вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо рассмотреть ряд условий. В первую очередь это время. Ведь родители должны обладать определенным временем, чтобы спокойно обсудить намеченные вопросы и никуда не торопиться. Во-вторых, беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах, тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.
Умение воспитателя проявить сочувствие, согласиться с мнением родителей, вовлечь в обсуждение затронутых в беседе вопросов, терпимо отнестись к некоторым ошибочным представлениями убеждениям родителей позволяет создать такую атмосферу во время беседы, такие взаимоотношения между ее участниками, которые способствуют взаимопониманию. А взаимопонимание – это необходимое условие влияние воспитателя на родителей. Безусловно, в последующих беседах, нужно поинтересоваться у родителей что изменилось по обсуждаемому вопросу у ребенка.
Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребенка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать даже вступать в противоречие, особенно когда дается оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться.
К достоинствам беседы следует отнести : наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к данному родителю. На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный. Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами). Родители более серьезно относятся к вопросам.