Юлия Седых
Педагогическая технология для развития интеллектуальных способностей дошкольников — палочки Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология для развития интеллектуальных способностей дошкольников – палочки Кюизенера.
МАДОУ «Детский сад № 19 г. благовещенск»
Седых Юлия Анатольевна
Интеллект -
Сложное интегральное образование,
включающее разные познавательные
процессы, функции (мышление,
память, внимание, воображение,
речь) в их взаимосвязи.
П. Я. Гальперин
Публикация «Педагогическая технология для развития интеллектуальных способностей дошкольников — палочки Кюизенера» размещена в разделах
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности. Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Процесс освоения речи не представляет существенных трудностей, так как нарабатывается ежедневно в процессе роста и развития ребенка, а вот обучение счету является следующим этапом, для которого потребуются дидактические методики. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии интеллекта. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного воспитания. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях. Конечно, обучение детей, является сложным процессом, поэтому наличие дополнительных средств и методик служит отличным подспорьем для получения хорошего результата. ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Наиболее удобной и проверенной является методика работы с детьми при помощи палочек Кюизенера, освоить которую несложно, зная основные закономерности процесса.
Д. Кюизенер — бельгийский математик, разработал уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.
Палочки Кюизенера - это многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. Основные особенности этого дидактического материала — «абстрактность», универсальность, высокая эффективность. Пособие позволяет «через детские руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий.
Цель применения игр с палочками Кюизенера : ускорить процесс изучения математики и сделать занятия более интересными и разнообразными. Создать условия для развития интеллекта
Задачи, решаемые при применении палочек Кюизенера :
• Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.
• Обучение детейпо вербальному и зрительному образцу.
• Развитиенаглядно-образного мышления.
• Обучение детейсоотнесению формы и образца.
• Развитие памяти : аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.
• Обучение детейустанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать к ним родовые понятия.
• Развитиеконцентрации и распределения внимания.
• Развитиезрительно-пространственной ориентации.
• Развитие мелкой моторики рук, сенсомоторной координации и графических навыков.
• Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.
• Развитиепроизвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.
Как же можно заниматься с палочками Кюизинера :
• Просто игра на начальном этапе. Дети перебирают их, раскладывают по-разному и просто играют ими как обычными кубиками, изучая, в ходе игр и занятий, цвет, размер и форму.
• Использование для сопоставления их как аналоги чисел, обозначая разницу между ними. Ребёнок наглядно ощущает разницу между понятиями больше и меньше.
• Оперировать палочками, обозначая операции сложения и вычитания. Здесь палочки используются в качестве наглядного пособия для обучения понятиям из курса элементарной математики.
• Играть с палочками и выкладывать их как мозаику. При этом узнавать их числовые значения и возможности сравнения их как аналогов чисел.
• Постепенно подводить к идее арифметических операций, которые с наглядной помощью тактильно и визуально знакомых предметов, становятся куда более доступными их пониманию.
Существует множество способов, как заниматься с палочками Кюизинера.
Секреты успеха
Палочки Кюизенера дают большой простор для детского творчества. Но надо понимать, что для достижения обучающего эффекта необходимо соблюдать 2 условия:
• Систематичность
• Совместность
Проще говоря, если вы хотите, чтобы палочки сработали как обучающее пособие, вам самим нужно будет с ними поработать. Подбирать задания, проверять правильность их выполнения, помогать находить верное решение, да и просто эмоционально поддерживать ребенка в его занятиях – для всего этого нужен взрослый. Иначе палочки так и останутся для ребенка обычным конструктором.
Плюсы и минусы
Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.
К положительным стоит отнести следующие моменты:
• возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
• наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
• помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
• благодаря разнообразию палочек может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов ребенок.
• Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.
Лайфхаки
• Если на каждой палочке написать число, которой она соответствует, ребенку будет проще запомнить зрительный образ той или иной цифры
• Если прикрепить к палочкам магниты, их можно будет использовать для занятий на магнитной доске.
Вывод:
Логические игры с палочками Кюизенера понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором Кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике. Его методика работает как автономно, так и в сочетании с другими программами, позволяющими усилить итоговый результат.