Илюшина Татьяна Васильевна
Педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект лекции.
Опр1: Технология – рациональная сознательная деятельность, конструируемая в определённой логике.
Опр2: Пед. технология – система методов и средств, применяемых в определённой последовательности, построенные на основе избранной психолого-педагогической теории.
Опр3: Пед. технология – чётко сформулированная последовательность шагов, позволяющая выстроить урок при учёте заданных параметров.
Опр4: Пед. технология – определённый набор приёмов и методов, оптимально помогающий учителю сообщить знания (информацию) учащимся.
Публикация «Педагогическая технология» размещена в разделах
Существует несколько классификаций педагогических технологий. Скажу лишь о некоторых.
По отношению к ребё нку:
1. традиционная (Каменский, Гильберт,
2. личностно-ориентированная:
а) педагогика сотрудничества (Ильин,
б) гуманно-личностная (Амонашвили,
в) перспективно-опережающая (Лысенкова)
г) технология свободного воспитания,
д) технология коллективного взаимообучения (КСО-мурманская, сократовская,
е) технология полного усвоения,
ж) технология разноуровнего обучения,
з) технология индивидуального обучения (Макаров,
и) технология модульного обучения,
к) информационная технология,
л) технология Эльконина-Давыдова, Занкова, Л. Петерсона.
3. авторитарная технология.
По категории учащихся:
1. массовая технология,
2. технология продвинутого образования,
3. технология компенсирующего обучения,
4. технология виктимологическая (ЗПР,
5. технология работы с трудными детьми,
6. технология работы с одарёнными детьми.
Основными структурными компонентами учебно-воспитательного процесса являются цели, содержание и методы обучения и воспитания.
Цель в системе РО – сформировать у ребёнка определённые способности (рефлексия – способность, позволяющая устанавливать и раздвигать границы собственных возможностей в мышлении и деятельности; анализ; планирование).
Также необходимо «достичь высокого результата в общем развитии», - говорил Занков, т. е. уметь учиться самостоятельно «добывать» знания, оценивать себя со стороны на каждом этапе деятельности.
Следует помнить, что «знания, ум, навыки остаются базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребёнка». Т. е. необходимо учителю работать на «зону ближайшего развития» по психологу Выгодскому.
Зона ближайшего развития - это область потенциальных возможностей, которые позволяют ребёнку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.
Зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, которые позволяют ему самостоятельно решать поставленные задачи.
В связи с изменением цели по системам РО изменяются и другие компоненты учебно-воспитательного процесса - это содержание и методы обучения. Однако, не следует забывать психологические аспекты теории Выгодского, Занкова, Эльконина - Давыдова, а также их приемников Дусавицкого, Эльконина, Воронцова.
В основе также лежат общие законы психического развития. И материал излагается так, что в голове ученика возникает не простой дубликат того, что даёт учитель, а сложная многоуровневая координатная сетка, которая затем развивается уже по своим собственным индивидуальным законам.
Принципы РО
1) Высокий уровень трудности предполагаемого материала (ребёнок ставится в ситуацию, требующего от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий). Должна быть, как говорил Занков «педагогика преодоления», а не «потешающая педагогика». Тогда только ребёнок будет испытывать удовольствие от умственного напряжения. Главное, не давать знания в готовом виде, предлагать детям не только математические задачи (результат – математический факт, а и ставить учебные задачи (результатом является открытие общего способа действия, причём «открытия» нового делается самими детьми. Больше отводить время на самостоятельную работу.
2) Обучение проходит «быстрым темпом», без «пережёвывания» того, что уже известно школьникам.
3). Осознанность обучения (ученик осознает связь имеющихся у него знаний и получаемой информации, осознает механизм ошибок и их преодоление).
• 4) Приоритет теории ( научность в изложении: несколько учебников; словари; сравнительный и сопоставительный анализ).
• 5) Дифференцированный подход (учет индивидуальных особенностей учащихся).
• 6) Демократический стиль преподавания.
Считается, что традиционные методы не подходят для обучения в классах РО. В основном используются эвристические методы обучения, деятельностный, исследовательский, поисковый, практические, лабораторные работы, проблемное обучение и т. д.
Особое отношение у Занкова и В. В. Давыдова вызывают методы стимулирования учебной деятельности, т. к. формирование учебной деятельности – одна из главных задач РО. Учебная деятельность – это деятельность имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Я не буду останавливаться на элементах структуры УД. Хочется остановиться на оценке, которая тормозит мыслительные процессы (даже хорошая). Игра не снимает утомления, а наоборот усиливает, не следует также увлекаться наглядностью (при объяснении только использовать плакаты) – лучше использовать практическую деятельность, которая выполняется руками – причём желательно индивидуально.
Приемы педагогические
Исключение оценочных суждений, замечаний, нравоучений (включаются защитные механизмы психики и, как следствие, раздражение, утомление).
Исключение повторов ответов учащихся учителями и детьми (тормозит развитие, ведет к интеллектуальной пассивности).
Не задерживаться долго на одном и том же.
Чередовать различные способы работы и характер заданий.
Использовать некоторые подходы от частного к общему и от общего к частному.
Широко применять методы сравнения, аналогии, классификации и т. д.
Больше использовать справочную литературу
Активизировать у детей способность к самооценке и самоконтролю.
Хотелось бы остановиться на некоторых моментах системы Эльконина-Давыдова, т. к. такие технологии как новый развивающий курс Л. Петерсон, Занкова не очень отличается от традиционной.
Система Эльконина – Давыдова
В основе этой технологии лежит кол-распред. деятельность, формирование учебной деятельности. Требования к учителю:
1. Учитель должен уметь представить учебную деятельность в виде учебных задач, которые будут решать ученики, а учитель занимает позицию слабого ребёнка.
2. Уметь организовать диалог (когда говорят дети, объясняют, доказывают, ставят учебную задачу, сами находят способ, его моделируют (знаков., словесн., графич.).
3. Решение сложных проблем, учебных задач происходит в группах, далее в парах сменного состава (Дьяченко, в средних классах индивидуально. Учитель РО должен уметь организовать работу в группе. Группа состоит из 4, 5, 6 человек.
Два типа организации групп:
1) Ролевая группа. Каждый член группы выбирает роль (лидер, исполнитель, критик, планировщик и т. д.). В разных группах дети по – разному себя ведут. Это нужно для того, чтобы и в жизни место занял ученик, приспособился. Принципы работы в группе: а) каждый высказывается, б) лидер следит, чтобы не решали других проблем, в) роли распределяются самими детьми, г) на уроках-показах как работать в группе объясняется, есть уроки общения в 1-х классах, д) схематически записываются.
2) Кооперация (распределяются по операциям – решение большой задачи на действия, затем в общий котёл собирают).
4. Типология уроков другая, не как в традиционном обучении.
1) тип урока «Постановка учебной задачи» из 4-х этапов: а) создание «ситуации успеха» - оценка учащихся своих знаний, б) «ситуация интеллектуального конфликта» - в рамках изменившихся условий вычленение незнаний учащихся, в) фиксация «разрыва» в графико-знаковой форме, г) формулировка учебной задачи в словесной форме.
2) Этап решения учебной задачи (урок моделирования, урок конструирования, преобразования модели).
3) Решение частных задач: а) тип урока – конкретизация «открытого способа»(понятия, б) тип урока – урок контроля: -тестово-диагностический урок, -самостоятельная работа учащихся (15 мин.) –после групповой работы тест-диалог, оценка не ставится (самоконтроль, самооценка) – проверочная работа (2-3 урока) в середине следующей темы, - контрольная работа ( 3 вида задач: 1 вид – неизвестн., способ-отказ, 2 вид – задачи, связанные с применением известных способов в лжеситуациях (ложные рассуждения, формально кажущиеся правильности).
Для каждого из этих видов уроков существуют различные схемы анализа уроков.
Содержание учебников по системе РО Эльконина-Давыдова и Занкова от традиционной существенно отличаются.
1. В основе традиционной школы лежит множественный подход, в данной системе число определяется как отношение величины к мерке ч=в/м. От того уменьшается или увеличивается мерка определяется десятичная дробь, затем обыкновенная дробь и т. д., в конце 6 класса уже иррациональные числа – подход один.
2. Обучение идёт от общего к частному. Например, рассматривается сложение в различных системах счисления 5-ричная, 6-ричная, а также 10-тичная-частный случай.
3. Прежде чем изучать основательно сложение, вычитание однозначных чисел, рассматривается сразу сложение многозначных до сотни в 1 классе.
4. Таблица умножения не заучивается, используется распределительное свойство и различные приёмы запоминания.
5. Все способы, различные понятия фиксируются в виде модели (знаков, графич., слов). Модель – определяет большой класс различных частных задач. Схема – определяет только частную задачу: а) задачи и уравнения также решаются, используя модели (граф., знаковые, б) по модели (составить задачу, в) по граф. модели записать уравнение и решить, г) по уравнению (формуле) составить граф. модель.
6. Очень много задач решается развивающего характера (где необходимо применить способ в нестандартной ситуации, или этот способ не подходит при решении данного задания, задания творческого характера.
•