Ирина@ Мирзаянова
Организация работы в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мирзаянова И. Ф., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4 «Шатлык» с. Новонагаево»
Краснокамского района РБ
На сегодняшний день основной ценностью Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение
ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.
Публикация «Организация работы в адаптационный период» размещена в разделах
Здоровье детей как базовая ценность превращается в воспитательную задачу,
которая предполагает создание в стенах детского сада особой атмосферы,
основанной на создании комфортных и безопасных условий для каждого
ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является
приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в
состоянии психического и эмоционального напряжения.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни
для всей семьи. Для ребенка – это сильное стрессовое переживание, которое
необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным
условиям, чем те, к которым он привык в семье. И педагоги, и родители
должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к
условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья
ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования делают акцент на создании наиболее
благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое
внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким
образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально
безболезненным при использовании комплексного подхода к решению
проблем адаптации каждого малыша.
Анализ педагогической, психологической и методической литературы
и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам
предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных
рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад.
Практика работы дошкольной образовательной организации показывает, что
в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни
младшего дошкольника в дошкольной образовательной организации, которая
способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка
к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к
детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает
потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и
методов, совокупность которых бы способствовала эффективному
повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию
стрессового состояния.
Таким образом, обнаруживается противоречие между
необходимостью повышения адаптационных возможностей воспитанников и
недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольной
образовательной организации.
Под адаптационными возможностями ребенка понимается сама
сущность его существования – процесс развития организма и формирования
его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности
организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой
ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».
В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические
особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а так
же психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков
(Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации
зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной
системы. В последние годы все более активно вопросы социальной
адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Г. Ф.
Кумарина, Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности
психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а
также факторы психологического благополучия ребенка и основные
закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно
нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов. По мнению
некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др. ,
сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога
с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к
ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы
поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также
возможность поддерживать социально благоприятный морально-
психологический климат в группе детского сада.
Выделяют три степени адаптации к условиям детского сада – легкую,
среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:
• быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
• проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
• наличие интереса к предметному миру;
• частота и длительность острых вирусных заболеваний.
1) Легкая адаптация – поведение нормализуется в течении 10 – 15 дней;
2) Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении
месяца;
3) Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к
дошкольному учреждению. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные
навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение
организма. Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены
специфическими особенностями данного возраста. Этот период является
наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются
основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В
это время складываются такие доминантные качества как познавательная
активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность,
доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям,
творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий
со стороны взрослых, определенных форм общения и активного
взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей младшего
дошкольного возраста являются:
- развитие предметной деятельности;
- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
Как же успешно организовать процесс адаптации детей младшего
дошкольного возраста?
Опираясь на положения ФГОС ДО выделим три группы необходимых
условий:
1. Первая группа условий связана с созданием пространственной
предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно
организованная развивающая среда с точки зрения психолого-
педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации
ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать
условия для его развития.
2. Вторая группа условий характеризует требования к
профессиональной компетентности педагога в области применения
современных подходов к организации образовательной деятельности.
3. Третья группа условий связана с организацией работы с родителями
и другими субъектами образования.
Можно рассматривать два основных критерия успешной адаптации :
внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя
адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные
условия).
Организованная работа в адаптационный период приводит к
адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям
дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют
самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками. Наблюдается
положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в
движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Степень
адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о
правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и
проведению адаптации детей к условиям детского сада.