Дания Гилязева
Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации молодого педагога в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ДОО»[/b].
Гилязева Дания Гильмияровна,
Шамсутдинов Лилия Радиковна
воспитатели, МДОАУ детский сад №5
городской округ город Нефтекамск РБ
«Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов…»
Публикация «Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации молодого педагога в ДОО» размещена в разделах
А. С. Макаренко
Проблема профессионального становления начинающих педагогов всегда была актуальна. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам [4, с. 8 - 9].
Молодые педагоги, приходящие в дошкольную организацию, сталкиваются с разными проблемами: адаптация в новом коллективе, ведение разного рода документов, организация образовательной деятельности, составление планов и конспектов и т. д. Особую роль играет тот факт, что молодые педагоги имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы. Воспитанники с родителями (законными представителями, администрация образовательной организации ожидают от них безупречного профессионализма. Поэтому период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью: он имеет достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеет опыта практической работы. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
В этот период хорошо, если рядом будет коллега-наставник, обладающий высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользующийся авторитетом среди коллег и родителей (законных представителей, готовый поддержать молодого педагога.
Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, увидеть положительный результат совместной деятельности через сотрудничество. [1, с. 56]. Глубоко убеждена что, если не поддержать молодого педагога сразу, то после первых недель работы у него наступит апатия, возникнет чувство беспомощности, начнутся трудности в профессиональном становлении, могут появиться сомнения в собственной состоятельности как профессиональной, так и личностной.
Быть наставником для меня – это тоже стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодым педагогом. Работа в паре «педагог-педагог» должна идти по обоюдному согласию, иначе, она не принесет положительных результатов. Для педагога-наставника это начало формирования опыта в новой роли, новая страница в педагогической деятельности.
Согласно Положению о наставничестве [3, с. 2], разработанном в ДОО, в обязанности наставника входит не только ознакомление начинающего педагога с ДОО, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к воспитателю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, наставнику необходимо проводить обучение, контролировать, оценивать самостоятельное проведение ООД, различных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения ООД, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. Таким образом, для качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего педагога, необходимо ставить перед собой следующие задачи:
• способствовать развитию и закреплению у молодого специалиста профессиональных компетенций по должности «воспитатель»;
• обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой;
• изучить нормативно-правовую документацию;
• оказать методическую и практическую помощь в повышении уровня организации образовательной деятельности; в использовании разнообразных технологий в режимных моментах;
• оказать помощь в проведении мастер-классов, открытых ООД;
• оказать помощь в проведении анализа результативности работы молодого педагога во всех направлениях образовательной деятельности;
• оказать помощь в подготовке к аттестации.
Основная модель моей работы с наставляемой – это «Расскажи – Покажи – Сделай».
Этапы модели:
1 этап – «Я расскажу, а ты послушай».
Как для новичка стажировка самый сложный период, так и для помогающего ему адаптироваться наставника. На первом этапе очень важно было заинтересовать начинающего педагога, вселить уверенность в себя, помочь реализоваться в педагогической деятельности. В связи с этим была проведена беседа-знакомство: представление педагога коллективу ДОО, ознакомление с традициями, с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса, проведено анкетирование с целью выявления затруднений в работе на начало года, знакомство с воспитанниками и родителями (законными представителями) группы. Совместно был разработан план работы молодого специалиста и наставника.
2 этап – «Я покажу – ты учись».
На данном этапе начинающий педагог изучает опыт работы коллег нашей ДОО (открытая ООД по познавательному развитию «Квест-игра «Край, в котором я живу», по речевому развитию, по ФЭМП, повышала свое профессиональное мастерство, посещала открытые мероприятия, педсоветы и методические объединения педагогов города. Все интересные идеи, методы и приемы фиксировали в «Творческой тетради». Именно на этом этапе важна оценка наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. На этом же этапе наставляемого очень важно привлекать к подготовке и посильному участию в педагогических часах, педагогических советах, педагогических проектах (например, презентация по ЗОЖ «Модель здорового ребенка», консультация «Спорт в жизни человека», создание альбома «Наша семья со спортом дружна» и т. д.) Очень важны совместные выступления на педагогическом совете по темам : «Развивающая предметно-пространственная среда группы «Родничок» в ДОО», «Требования к организации РППС в группе старшего возраста», проведение «Дня открытых дверей» с проведением мастер-класса по нетрадиционным способам рисования в старшей группе.
Второй этап включал в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений. Молодому педагогу очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами, помощь в этом может оказать посещение мероприятий, проводимых коллегами-наставниками.
В нашей ДОО для молодых специалистов проводилась Неделя открытых показов образовательной деятельности наставниками, где педагоги-наставники делились своим богатым опытом традиционных и инновационных форм и методов работы.
3 этап – «Мы вместе сделаем, так лучше».«Учитель и ученик растут вместе», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций. Вместе два педагога учатся организовывать учебно-воспитательный процесс. После просмотров открытых показов образовательной деятельности опытных педагогов, вместе подготовили конспекты ООД, проговаривая каждый этап и элемент. Уделяется большое внимание использованию здоровьесберегающих технологий. Так, было организовано взаимопосещение утренней гимнастики и режимных моментов, совместно подобраны дидактические игры, оформлена картотека пальчиковых и подвижных игр. Проведен краткосрочный проект «Я хочу быть здоровым!» и оформлен альбом. Наблюдая за общением наставляемого с родителями (законными представителями, выявлены психологические основы установления контактов с семьями воспитанников, проведено родительское собрание «Возрастные особенности воспитанников. Учимся играть вместе».
4 этап – «Затем один ты сотвори, а я тебе подскажу: советом, делом помогу»
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские способности. Благодаря этому наставляемая принимала участие в очных и заочных конкурсах различного уровня, а также конкурсах ДОО (конкурс «Неделя педагогического мастерства», представив «Эссе педагога» и «Педагогическую находку», конкурс методических разработок). Постепенно накапливается материал для составления «Портфолио».
5 этап – «Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи»
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха молодого педагога. За период совместной работы можно говорить о первых результатах деятельности:
• мастер-класс с коллегами ДОО на тему: «Сказка как важная составляющая в речевом развитии дошкольников»;
• открытый просмотр ООД «Все профессии важны, все профессии нужны»;
• мастер-класс по теме самообразования: «Кубик Блума как одна из инновационных игровых технологий развития дошкольников»;
• «КВН-аукцион педагогических идей для родителей по речевому развитию в старшей группе»;
• локальный конкурс «РППС в старшей группе»;
• городской открытый просмотр ООД «Квест-игра по речевому развитию в условиях РППС с использованием Кубика Блума «В поисках сокровищ»;
• участие в городской НПК «Кубик Блума как одна из инновационных игровых технологий развития дошкольников» (победитель);
• публикации во Всероссийском педагогическом журнале «Современный урок», Всероссийском сетевом издании «Дошкольник РФ»;
• участие в республиканской инновационной площадке «Возрождение традиций ГТО в дошкольной образовательной организации»;
• аттестация: присвоена первая квалификационная категория ….
Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. По ней он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти рука об руку с верным наставником, помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Надеюсь, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Молодым коллегам в наставление : идите на работу с радостью, выходите с приятной усталостью; не стесняйтесь, обращайтесь за помощью к своим наставникам; посещайте открытые ООД и мероприятия; занимайтесь самообразованием и у Вас все получится!
Литература:
1. Вакуленко Л. С., Ахтырская Ю. В., Кернер О. А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г. [2, с. 56].
2. Интернет ресурсы: : https://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou, https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve;
3. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ в МДОАУ детский сад №5 г Нефтекамск РБ
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».