Шалапанова Марина
Консультация «Значение игры для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая статья на тему:
«Значение игры для дошкольников»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности, в котором ведущей, деятельностью ребенка является игра. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Вы наверное видели как ваши дети играют, мальчики в машинки, девочки в дочки-матери и мн. др.
Публикация «Консультация „Значение игры для дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Также любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки от кого-то, развивает любознательность и самостоятельность.
Значительное место у дошкольников занимают игры, которые создаются сами детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Творческая игра наиболее точно формирует личность ребенка, поэтому является очень важным средством воспитания.
Игры дошкольного возраста по своей классификации делятся на группы:
1 группа – это творческие игры, которые придумывают сами дети, они включают в себя: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
2 группа –это игры с правилами, разработанные взрослыми, в них входят: дидактические игры и подвижные игры.
Творческие игры имеют самостоятельный характер. В них развивается воображение детей.
Игры с правилами - созданные для решения определенных задач обучения и воспитания. Это игры с готовым содержанием и определенными правилами. В этих играх формируется произвольность поведения. Игры с правилами дают возможность каждому ребенку сравнивать свои действия и результаты с действиями и результатами других участников, у детей развивается способность к самооценке и оценке друг друга. Ребенок в конкретной ситуации видит свои промахи, которые ему помешали выиграть, это вызывает у него стремление стать лучше, стремление к самосовершенствованию.
В свою очередь творческие игры подразделяются на :
1. Режиссерские игры - характеризуются тем что, ребенок сам выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры. Речь - главное средство выразительности, она звучит как авторский текст за кадром. Особенность режиссерской игры заключается в том в том, что партнерами являются неживые (неодушевленные)предметы, у которых нет возражений, желаний, общение с ними легче, чем со сверстниками, так как не надо выслушивать пожелания партнера и брать во внимание его пожелания. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность ребенка и остаются такими в раннем и младшем возрасте, а в старшем возрасте они присущи необщительным детям.
2. Сюжетно-ролевые игры в которых ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра носит самостоятельный характер: дети сами выбирают сюжет, распределяют роли, воплощают свои представления, свои отношения к событиям. Сюжеты игр различные: бытовые (семья, детский сад и пр., производственные (в больницу, в школу и пр., общественные «День Матери», парад и пр.). Руководство: основное условие развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом во «взрослой жизни» ребенка. Определенно они помогают познавать окружающий мир, а отталкиваясь от увиденного в реальности где растет ребенок, да еще в прибавок ко всему под воздействием собственной фантазии, он создает новые модели поведения.
3. Театрализованные игры - особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, подражать героям любимых мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Особенность театрализованных игр заключается в том что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность детей во многом похожа на содержание произведения. Но не в деталях, потому что дети по большей части вносят в это содержание что-то новое, вводят дополнительные роли, могут изменить концовку.
4. Игры со строительным материалом –связаны с трудовой деятельностью. Где в процессе воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду. Они осуществляют развитие сенсорных способностей детей и закрепляют сенсорные эталоны. В их основе лежат конструктивные умения и навыки. Содержанием в игре является очень многое связанное с воспроизведением окружающей действительности используя разнообразные материалы.
Игры с правилами также подразделяются на:
1. Дидактические игры- главная цель, которых умственное развитие ребенка. Дидактические игры проводятся в специально отведенное время на занятиях, и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду.
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами- основаны на восприятии детей. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой используется природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.)
-Настольно - печатные игры – успешно развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. При ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" .
-Словесные игры– это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
2. Подвижные игры- учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формируют умения, смекалку. Одно из средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Активная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают все процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей использовать приобретенные двигательные навыки, преодолевая их.
В наше время ничего не стоит на месте, так и с играми, появилось очень много разных игр в том числе –компьютерных и видеоигр. Но в дошкольном возрасте детям нужно играть, учиться взаимодействовать друг с другом, ведь только тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом. Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Как мы уже убедились игре принадлежит большая роль в жизни и развитии наших детей. В игре формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы его жизнь была счастливой.