Евгения Лапоногова
Педагогическая разработка «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием Су-Джок-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методических рекомендаций
для педагогов ДОУ и родителей
по теме:
«Сохранение и укрепление здоровье детей дошкольного возраста с использованием
Су-Джок-терапии»
Подготовила: воспитатель
Лапоногова Евгения Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 3
Введение 3
1. Немного из истории Су-Джок-терапии 3
2. Достоинства Су-Джок-терапии 4
3. Лечебные точки, основные системы соответствия в Су-Джок-терапии 4
4. Приемы Су –Джок-терапии 5
Публикация «Педагогическая разработка „Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием Су-Джок-терапии“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Заключение 7
Литература 9
Приложение 10
АННОТАЦИЯ
В методических рекомендациях охарактеризовано как повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по системе Су-Джок-терапии. Умение осознанно воспринимать значение профилактическо-оздоровительной системы Су-Джок-терапии и использовать ее в практической деятельности. Сохранять и укрепить здоровье детей за счёт воздействия на биологически активные точки по системе Су-Джок-терапии.
ВВЕДЕНИЕ
Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОУ и родителям для повышения профессиональной компетентности в оздоровление и развитие детей по системе Су-Джок-терапии.
Одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Су-джок-терапия является одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Использование Су-Джок-терапии в работе с детьми открывает большие возможности в формировании ценности здорового образа жизни, позволяет внедрять инновационные подходы в педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.
Педагогическая разработка состоит из следующих параграфов: «Немного из истории Су-Джок-терапии», «Достоинства Су-Джок-терапии», «Лечебные точки, основные системы соответствия в Су-Джок-терапии», «Приемы Су –Джок-терапии».
Методические рекомендации предназначены педагогам ДОУ всех видов; рекомендованы специалистам дошкольной педагогики; родителям.
1. НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ СУ-ДЖОК-ТЕРАПИИ
В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су-Джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата. В 1986 году в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о данной методике. Эффективность и простота Су -Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару. Во многих странах Су -Джок -терапия является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию.
2. ДОСТОИНСТВА СУ-ЖДЖОК-ТЕРАПИИ
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок-терапии являются :
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су-Джок-терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Таким образом, Су-Джок-терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок-терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
3. ЛЕЧЕБНЫЕ ТОЧКИ
Профессор Пак Чже Ву утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях. При заболевании «сигнальная» волна направляется из пораженного органа или части тела в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной. В момент стимуляции такой точки возникает «лечебная» волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган.
Тыльная поверхность кисти соответствует задней поверхности тела, а ладонь – передней. Для определения места проекции правой и левой стороны на кисть, её нужно расположить ладонью вперед и пальцами вниз.
При этом левая сторона ладони будет соответствовать левой половине тела, а правая – правой. Исключение составляет большой палец и его бугорок.
Стороны для этой части определяются в положении ладонью вперед, большим пальцем наверх. На большом пальце и его бугорке проецируются органы выше диафрагмы, на всей остальной кисти – ниже.
Легкие и сердце проецируются на область бугорка большого пальца на ладони.
Голова – конечная фаланга большого пальца. Ноги – средний и безымянный пальцы, руки – мизинец и указательный. При этом дистальные (ногтевые) фаланги пальцев соответствуют кистям и стопам, а проксимальные (ближайшие к ладони) – плечам и бедрам. Печень, желудок, поджелудочная железа и желчный пузырь расположены в верхней трети ладони (печень и желчный – справа, желудок и поджелудочная - слева). Кишечник проецируется на оставшуюся часть ладони.
На тыльной поверхности из внутренних органов можно найти почки. Они расположены в ямочках на границе верхней и средней трети кисти, на уровне линии, проведенной между мизинцем и безымянным пальцем и между средним и указательным пальцами.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
4. ПРИЕМЫ СУ-ДЖОК-ТЕРАПИИ
Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика Су-Джок. «Су-Джок» с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Если покатать его между ладонями – тут же ощутите, прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.
Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:
Шарик в ручки мы возьмем,
Покатаем и сожмем,
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим «ежика» на стол
И ладошкою прижмем,
Вновь немножко покатаем
И потрем его слегка,
Помассируем бока.
Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно. Дети с удовольствием массируют ладошки, пальчики несколько раз в день.
Шарики и пружинки Су-Джок — это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов.
Шарик я!
Детей лечу.
Чтобы реже шли к врачу
Маленькие дети.
Я весёлая пружинка – медицинская сестра!
Разрешаю вам, больной,
Поиграть чуть-чуть со мной.
Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев массажируем до стойкого ощущения тепла (массаж). Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Использование Су-Джок-терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Ребенок, как исследователь, сравнивая свою руку и строение человека, находит аналогии в их строении, проверяет существующие гипотезы, приходит, с помощью воспитателя и его наводящих вопросов, к определённому мнению о пользе метода. Ребенок, как врач, может заботиться об укреплении своего здоровья, оказывать себе и друзьям некоторую помощь.
Занимаясь с детьми используйте художественное слово, когда каждое движение рук представляется в форме сказки или стихотворной истории. И массаж становится нескучным. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам. А мы приятно удивляемся результату простой, на первый взгляд, процедуры массажа рук, ног.
Применение массажеров Су-Джок во время развивающих занятий активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным. Воспитанникам детского сада очень нравятся такие игры, как:
• «Самый внимательный» – педагог предлагает ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец, покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
• «Шестое чувство» – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами.
• «Один – много» – взрослый перекатывает шарик Су-Джок ребенку и называет любой предмет. Малыш должен поймать мячик и отправить его обратно, назвав слово во множественном числе.
Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.
Су–Джок способствует развитию речевой активности детей.
Например:
• Упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Съедобное — несъедобное» и т. д.
• Упражнение «Раздели слова на слоги» : ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
• Использование шариков при выполнении гимнастики. Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии Су-Джок. Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить, зажав в правом кулачке массажный шар.
«Раз» – развести руки в стороны.
«Два» – поднять их вверх, переложить мячик в левую ладошку.
«Три» – вновь развести руки в стороны.
«Четыре» – вернуться в исходное положение.
• Увлекательные упражнения с использованием резиновых «кочек» или мячиков с шипами, помогают проработать многочисленные активные точки на стопах. Педагог предлагает малышам :
пройти по дорожке из ребристых полусфер;
наступить на «кочку» и, стоя на одной ножке, попытаться удержать равновесие, расставив руки в стороны;
сесть перед мячиком, захватить его ногами и передать следующему ребенку.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок-терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Универсальность — Су – Джок-терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Так как на руках и стопах есть проекции всех органов и частей тела, то методика Су - Джок применима для лечения всего организма.
- Су - Джок — может стать своеобразной «Скорой помощью», если человек находится в критической ситуации, и не может рассчитывать на получение квалифицированной медицинской помощи в ближайшее время.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
- Возможность самостоятельного использования — каждый человек легко может овладеть техникой Су-Джок для самолечения и восстановления нарушенной гармонии своего организма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Су-Джок-терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Из вышеуказанного следует сделать вывод, использование Су – Джок-терапии осуществляется благоприятное оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Развивается координация движений и мелкой моторики. Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94.
2. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. – М. : «Сфера», 2010. – 144 с.
3. Доронова Т. Н. Вместе с семьё й: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М. : «Просвещение», 2011. – 190 с.
4. Вопросы терапии и практики Су–Джок терапии Серии книг по Су–Джок терапии (Пак Чжэ Ву, Су–Джок Академия,2009)
5. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
6. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике (Составитель М. А. Поваляева, Ростов- на-Дону; Феникс, 2006)
7. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
8. Су–Джок терапия в коррекционно – практической работе с детьми (Л. А. Ивчатова – Логопед – 2010, №1)