ЮРЬЕВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Педагогическая практика. Игра на детских музыкальных инструментах. как средство развития музыкальных способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с 2 Ермаковское
Юрьева Анастасия Андреевна.
Введение
Публикация «Педагогическая практика, Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способностипредполагает умственные операции : сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей дошкольного возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости.
Цель: выяснение влияния обучения игре на музыкальных инструментах на развитие музыкальных способностей детей.
Объект: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:
1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
2. В процесс обучения активно включается взрослый;
3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать виды детских музыкальных инструментов
2. Проанализировать методики обучения игре на детских музыкальных инструментах, выявить способствующие наиболее эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей.
3. Рассмотреть методические особенности обучения детей коллективному
музицированию, определить виды оркестров, их отличительные особенности.
1.1 Виды детских музыкальных инструментов.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон, другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые).
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
Звучащие:
1. Игрушки-инструментысо звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструментыс диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их рассмотрим подробнее:
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов : они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.
Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.
Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы симоны – яркий и даже резковатый.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.
Ударные инструменты и игрушки (как инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных Карлом Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены.
Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Имеются два варианта палочки, которыми ударяют по пластинам, - с деревянными или резиновыми шариками на концах.
Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно
быть удобно, руки должны двигаться свободно.
1.2. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах
В теории и практике музыкального воспитания существует несколько подходов к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах.
Известны несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.
Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков.
Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.
Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые).
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментахвключает в себя три этапа : на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.
Методика обучения игре на детских инструментах зависит от :
- принадлежности инструмента к определенной классификационной группе и подгруппе;
- принципа звукоизвлечения;
- возраста исполнителя и постановленных перед ним задач;
- уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
- наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.
Методика обучения игре на любом музыкальном инструментедолжна включать следующие этапы:
1. Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями;
2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, и т. д. ;
3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;
4. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
5. Работа над музыкальным произведением.
Методика обучения игре на ударных инструментах
Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры, а также музыкальные инструменты другой группы оркестра.
В процессе знакомства с ударным инструментом дети :
Узнают об истории его создания;
Изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе и технические) возможности;
1.3 Задачи обучения
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительной группах.
В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений.
Дети должны знать:
-названия инструментов;
- характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию
нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки
громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д. ,
- правила пользования инструментами и их хранение;
- приемы игры на них;
- расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;
названия нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, и их место на пластинках
металлофонов и клавишах других инструментов.
Дети должны научиться:
- мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре;
- правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; - находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино;
- приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при
игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы;
- играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно
вступать и заканчивать игру;
- пользоваться элементарными динамическими оттенками;
- играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
- приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки,
считалочки;
- импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Глава 2. Практическое музицирование в детском оркестре
2.1 Виды оркестров, их отличительные особенности.
Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра :
-шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не
имеющих звукоряда,
- ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов,
- смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.
Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.
Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.
Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей
В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник).
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).
Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.
Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.
Таким образом, наиболее доступным для дошкольников является шумовой оркестр, его можно организовать уже с детьми раннего возраста.
2.2 Содержание работы по организации и руководству оркестром в детском саду.
В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра, опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей, исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).
Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, .)
Работа по программе в условиях детского сада предполагает вариативное ее использование.
Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени. От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам. В работе с детскиморкестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма. Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.
Свою работу по обучению игры на детски шумовых инструментах начинаю с ознакомления с инструментами, для этого использую «Сказочки-шумелки» Железновых, где наряду с шумовыми инструментами (бубен, барабан, деревянные ложки, ксилофон, бубенцы -может сыграть роль шумового инструмента-шуршание полиэтиленового пакета, звон колокольчика может заменить звон хрустальной рюмочки).
Можно составить шумовой оркестр исключительно из шуршащих пакетов, используя музыку «Шутка» И. С. Баха, или вместо колокольчиков раздать детям хрустальные рюмочки, различной величины и звучания, получится «Хрустальный оркестр «невероятного красивого звучания», здесь определяется задача для дошкольников правильно отстукивать ритм. Сначала с детьми простукиваем не сложные ритмы русских народных потешек, потом, по мере обучения, и закрепления выученного материала, усложняю задание.
Кроме отстукивания ритма в ансамбле шумовых инструментов, использую элементы музицирования на колокольчиках, применяя опыт в танце «Снежинок», в танце Кадриль, и др., дети используют инструменты такие как деревянные ложки, трещотки, бубенцы, бубны и треугольники.
Дети группы «Сказка» полюбили играть на деревянных ложках, и наверное не случайно, ведь деревянные ложки развивают мелкую моторику и даже исправляет подчерк.
На празднике, посвященном «Дню восьмого марта», концерте, «Твори добро» - дети группы «Сказка» с успехом исполнили композицию на тему русской народной песни «Калинка», поэтому мы решили усложнить задачу- исполнить попурри на тему военных песен совместно с педагогами, дети на столько отточили свое мастерство игры на ложках, что не отставали от педагогов. Этот номер мы показали на районном методическом объединении музыкальных руководителей в апреле 2018 года, а затем отыграли еще на 3-х утренниках своеобразные гастроли ложкарей дети закончат на выпускном вечере, где полюбившуюся композицию «Калинка» сыграют всей группой.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, созданию условий, в которых дети могут творить и развиваться.