Оксана Жданюк
Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце XIX -начале XX века привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия:
•педагогических кружков,
•клубов для родителей,
•публичных лекций,
•курсов для матерей, к работе которых подключились специалисты -педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры.
Публикация «Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе» размещена в разделах
В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества. В 40-60-е годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. В 70-е годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала под руководством Т. А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей. Предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольника.
Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей обозначился на рубеже XX—XXI веков. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Кризис 90-х существенно повлиял на институты социализации: на 50% (в некоторых регионах до 55%) сократилось количество детей в детских садах; в связи с падением уровня жизни россиян и невозможностью вносить плату за пребывание ребенка в общественно-образовательном учреждении (реже по другим причинам) семья оказалась без поддержки в решении задач воспитания детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьей и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Чтобы выжить в непростых условиях, необходимо было конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.
Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин:1. ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);2. социально-экономическими проблемами -стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;3. личностными проблемами родителей -усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях, отсутствием понимания; событийными кризисами;4. глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; НТП, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).
Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия (Е. В. Коротаева, 2000).
Главное условие развития взаимодействия ДОО с семьей -общение в системе
«педагог-ребенок-родитель».
Участие родителей в жизни собственных детей помогает им:
•увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
•преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
•открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;
•проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
•понять, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести.
Создание адекватной условиям образовательного учреждения системы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников позволит педагогическому коллективу решить двойную задачу:
во-первых, обеспечить необходимое для нормального развития ребенка единство требований, подходов к воспитанию;
во-вторых, реально влиять на семейное воспитание детей, повышая ответственность родителей.
Принципы осуществления педагогической поддержки семьи :
Принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка.
Принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи.
Принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка.
Изучение семьи, ее воспитательного потенциала —задача сложная, в ее решении принимают участие психолог, социальный педагог, воспитатели. Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям:
1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей).
3. Цели воспитания ребенка.
4. Стиль взаимодействия с ребенком.
5. Психолого-педагогические знания, практические умения родителей.
6. Особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта).
7. Отношение семьи к дошкольному учреждению.
Модели оказания психолого-педагогической помощи и поддержки семьи :
1. Педагогическая –базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей
.2. Социальная –используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. Требуется не только анализ жизненной ситуации, рекомендации, но и вмешательство внешних сил.
3. Психологическая –предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи.
4. Диагностическая –основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.
5. Медицинская –предполагает, что в основе семейных проблем лежат болезни.