Лучший педагог года

Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе

Оксана Жданюк
Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце XIX -начале XX века привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия:

педагогических кружков,

•клубов для родителей,

•публичных лекций,

•курсов для матерей, к работе которых подключились специалисты -педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры.

Публикация «Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе» размещена в разделах

В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества. В 40-60-е годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. В 70-е годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала под руководством Т. А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей. Предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольника.

Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей обозначился на рубеже XX—XXI веков. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Кризис 90-х существенно повлиял на институты социализации: на 50% (в некоторых регионах до 55%) сократилось количество детей в детских садах; в связи с падением уровня жизни россиян и невозможностью вносить плату за пребывание ребенка в общественно-образовательном учреждении (реже по другим причинам) семья оказалась без поддержки в решении задач воспитания детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьей и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Чтобы выжить в непростых условиях, необходимо было конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин:1. ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);2. социально-экономическими проблемами -стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;3. личностными проблемами родителей -усталостью, психическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях, отсутствием понимания; событийными кризисами;4. глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; НТП, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).

Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия (Е. В. Коротаева, 2000).

Главное условие развития взаимодействия ДОО с семьей -общение в системе

«педагог-ребенок-родитель».

Участие родителей в жизни собственных детей помогает им:

•увидеть отличие мира детей от мира взрослых;

•преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

•открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания;

•проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

•понять, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести.

Создание адекватной условиям образовательного учреждения системы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников позволит педагогическому коллективу решить двойную задачу:

во-первых, обеспечить необходимое для нормального развития ребенка единство требований, подходов к воспитанию;

во-вторых, реально влиять на семейное воспитание детей, повышая ответственность родителей.

Принципы осуществления педагогической поддержки семьи :

Принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка.

Принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи.

Принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка.

Изучение семьи, ее воспитательного потенциала —задача сложная, в ее решении принимают участие психолог, социальный педагог, воспитатели. Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям:

1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей).

3. Цели воспитания ребенка.

4. Стиль взаимодействия с ребенком.

5. Психолого-педагогические знания, практические умения родителей.

6. Особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта).

7. Отношение семьи к дошкольному учреждению.

Модели оказания психолого-педагогической помощи и поддержки семьи :

1. Педагогическая –базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей

.2. Социальная –используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. Требуется не только анализ жизненной ситуации, рекомендации, но и вмешательство внешних сил.

3. Психологическая –предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи.

4. Диагностическая –основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.

5. Медицинская –предполагает, что в основе семейных проблем лежат болезни.

Публикации по теме:

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Фотоотчет о подготовке к празднику «День семьи, любви и верности»Фотоотчет о подготовке к празднику «День семьи, любви и верности» День Семьи, Любви и Верности" - 8 июля. Это день памяти православных святых супругов Петра Февронии. Целью данной подготовки является расширение.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 14:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Жданюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД