Александра Ильина
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.
Введение
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка систему ценностей и модели нравственного поведения. Именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.
Публикация «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей» размещена в разделах
Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него “эмоциональным тылом”. С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьёй.
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок.
1. Основные направления взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с семьей
Надо помнить, что каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью, но изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.
Задачи:
1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника.
2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребёнка, выявление семей с особыми потребностями.
3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребёнка.
4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений.
Формы работы:
1. Письменные формы:
- анкета «Будем знакомы»;
- анкета «История моей семьи»;
- опросник;
- родительское сочинение;
- «Неоконченные предложения» и другие.
2. Устные формы:
- интервью;
- беседа;
- синквейн и другие.
3. Наблюдения:
- ребёнка в разных видах деятельности;
- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).
4. Творчество:
- рисунок семьи;
- рисунок несуществующего животного;
- дерево;
- четыре персонажа;
Информационное обеспечение.
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.
Задачи:
1. Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитания.
2. Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей.
Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:
- сайт образовательного учреждения;
- блог;
- социальная сеть;
- электронная почта;
Задачи:
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.
2. Повышение компетентности родителей в вопрос
ах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Формы работы:
1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.
2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.
3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.
4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.
Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:
1) для массового контингента семей воспитанников;
2) для дифференцированных групп семей:
- семьи детей различных возрастных категорий;
- семьи будущих первоклассников;
- различные категории неблагополучных семей;
- семьи детей с поведенческими проблемами;
- семьи детей с особыми потребностями;
- семьи одарённых детей;
- семьи детей, не посещающих ДОУ.
Методическая работа с педагогами
Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. Большая роль в подготовке педагогов по данному направлению принадлежит методической службе дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с семьей.
2. Овладение навыками эффективного общения, обогащение коммуникативного опыта.
3. Расширение арсенала интерактивных форм взаимодействия педагога с семьей воспитанника, эффективных методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка.