Ольга Чиданова
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством лего-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством лего-технологии
Современному обществу необходимы яркие, творческие, мыслящие люди, способные адекватно действовать в условиях неопределенности.
Дошкольный возраст – это этап жизни ребёнка, когда он стремится познавать и исследовать окружающий его мир, через различные виды деятельности: Ежедневно приходя в детский сад, я что то планирую, реализую, показываю, ищу что то новое, что бы помочь детям найти себя и правильно себя оценить, поддержать их развитие. Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, своей необычностью, возможностью развития, именно этот дидактический игровой материал дает мне возможность реализовать региональный компонент ООП детского сада, привить уважение и любовь к родному поселку. Как говорил древнекитайский мыслитель Конфуций: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством лего-технологии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лего. Конструктор LEGO
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
LEGO-конструирование является значимым в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как это великолепное средство для развития творческой фантазии, двигательной функции и речи ребенка.
Актуальность. проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, особенностях народных традиций, Живя в районе богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Дети часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, формировать ценностное отношение к родному краю.
Делая ставку в развитии нравственно – патриотического воспитания детей. Определив актуальность и сложность данного направления, я поставила.
Цель: Создание условий для развития творчества и формирования нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством использования Лего-технологии.
Определив направления, роли, задачи:
1. организовать предметно – развивающую среду для развития данного направления;
2. скоординировать работу всех участников воспитательно – образовательного процесса (семья, ребенок воспитатель);
3. определить, учитывая возрастные особенности детей (формы, средства, методы работы по развитию нравственно – патриотического воспитания с применением лего - конструктора).
4. Воспитывать ценностное отношение к родному поселку.
Данная система работы строится на принципах.
• доступность и наглядность;
• последовательность и систематичность обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• от простого к сложному;
• Дифференциации. Создание условий для самореализации каждого ребенка.
• Интегративности. Работа с семьей и социальными институтами
• Гуманизма. Умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в нем партнера
• Историзма Два исторических понятия: прошлое настоящее
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа со схемами и др.);
• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
Использование лего – технологии любой тематической направленности помогает мне поддержать инициативу детей, формировать познавательные интересы и действия при ознакомлении с родным районом и достичь результата.
Для реализации данного направления в группе создан игровой лего центр :
ФОТО –лего панель лего- ,стол, готовые поделки.
Чтобы сохранить интерес детей к конструированию, располагаю детали в эстетически привлекательные ёмкости. ФОТО.
В данном центре имеется в наличии:
- наглядный материал - рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем, моделей, способствующих самостоятельному возведению построек детьми. ФОТО
- Серия детских конструкторов lego Duplo ФОТО (для детей от 2х до 5 лет)
- Серия конструктора legocity (профессионально – ориентированные наборы)
- Серия лего Криэйтор, я считаю это самый универсальный набор, он отличается тем, что из одного набора можно выполнить несколько различных моделей.
РЕШЕНИЕ задач через лего – конструктор
В игровых центрах группы (региональный компонент)
1. для познавательно речевое развитие ПОДЕЛКИ ДЕТЕЙ
2 для. соц. личност развитие
3. для художественно – эстет развитие.
4 дл. физическое развитие. (классики из лего)
Всем известно, что ФГОС определяет поддержку самостоятельности и инициативности детей. Работая с данными конструктором я увидела, что именно с этим конструктором дети проявили свою самостоятельность и инициативность. Девочки внесли данный конструктор в центр сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе». Они внесли его как предмет заменитель «конфеты», сконструировали пирожные, торты, цветы, мебель для предметных маленьких игрушек. Мальчики сконструировали различный транспорт и обыгрывали на макете по ПДД.
Созданное таким образом образовательное пространство посредством лего - конструирования оказывает неоценимую помощь в нравственно – патриотическом воспитании, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать суждение и оценку.
Для педагогического сопровождение семьи в вопросах нравственно – патриотического воспитания с применением данной технологии я разработала систему совместно творческих проектов:
Конструирование из лего «Мой дом, моя улица»
Цель: Воспитывать любовь к малой родине, формировать ценностное отношение к родному краю.
Способствовать выработке активной позиции родителей в желании достичь результата.
В ходе практической деятельности дети научились исследовательским методам передавать и конструировать свои дома и строения улицы из лего, передавать свои впечатления конструируя колорит достопримечательностей поселка, своего дома. (ФОТО памятника и т. д.)
Продукт - Выставка из лего – конструктора «Мой дом, моя улица» ФОТО с родителями
Тема следующего проекта
Конструирование символа Мотыгинского района соболя.
Для реализации данной темы я ставила следующие задачи:
Сформировать целостное представление о диком животном соболе, умение изобразить внешние черты с помощью конструктора, осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально – значимое, доброжелательное отношение к символу нашего района соболю.
Результат - дети узнают герб Мотыгинского района, рассказывают почему соболь является центральным символом. ФОТО герба с поделкой соболя.
-- научились с помощью лего – конструктора создавать образ животного
- называть особенности внешнего вида, с помощью каких деталей передали сходство соболя.
- сравнивать с другими животными, находя сходство и различие выбранного конструктора.
- связно и последовательно передают содержание литературного текста с опорой на созданного животного.
Продукт – показ настольного театра «Коричневая сказка» ФОТО
Конструирование из лего малых архитектурных форм на игровой площадке детского сада.
По реализации данного проекта мне удалось достичь следующей цели:
Умение детей передавать постройки по образцу, развить креативные, конструкторские способности детей при коллективной деятельности.
Фото на участке и в деятельности
В результате проделанной работы
- Дети умеют конструировать малые архитектурные формы из лего –конструктора, которые расположены на игровой площадке д / с.
- Объединяют свои постройки в соответствии с общим замыслом, договариваются, кто какую часть работы будет выполнять.
4. Самостоятельно подбирают детали с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Продукт: Коллективное оформление игровой площадки обыгрывание сюжета ФОТО
Для приобщение детей к исследовательской деятельности я разработала проект «Камни полезные ископаемые» так, как считаю, что данная тема является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам нашего района. Сформированные задачи :
- Ознакомление детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи руды, каменного угля, расширения знаний об их использовании через игровую конструктивную деятельность.
- Развитие способности в поисково лего конструктивной деятельности.
- Воспитание бережного отношения к природным богатствам, продолжение знакомить с богатством родного района.
-развить совместное творчество родителей и детей.
Помогли мне достичь цели: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Продукт: изготовление из конструктора макета «Залежи полезных ископаемых» ФОТО
Организация сюж / рол игры «Добыча каменного угля», «Доменная печь».ФОТО
В заключение хочется отметить, что ЛЕГО –конструирование объединяет в себе элементы игры и экспериментирования ЛЕГО -конструирование в дошкольном возрасте – первый шаг в приобщении детей к техническому творчеству, подготовка к более сложному конструированию – робототехнике, которая активно применяется в школах.
Выстроенная педагогическая воспитательно – образовательная система по нравственно – патриотическому воспитанию с применением лего – технологии позволяет констатировать следующие показатели успешности детей :
- проявляют интерес и положительное отношение к окружающему миру, поселку, его жителям, сверстникам, себе самому; осознают себя частью малой родины;
- обладают знаниями о полезных ископаемых добывающих в нашем районе;
- общественном устройстве, символах Мотыгинского района.
- владеют первоначальными сведениями о растениях и животных, обитающих на его территории;
- проявляют уважительное отношение к достопримечательностям поселка, знают их названия, сферу деятельности, вклад в историю поселка.