Приложение МААМ

Педагогическая находка «Круги Луллия»

Валентина Антонова
Педагогическая находка «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы

1слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я, Антонова Валентина Сергеевна, воспитатель детского сада № 37.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Уделяется большое внимание интеллектуально - творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень интеллектуальных, познавательных, творческих способностей у детей дошкольного возраста недостаточен.

Публикация «Педагогическая находка „Круги Луллия“» размещена в разделах

В детстве мы все играли в «Секретики». Закапывали цветные стекла, камушки в песок, прятали свой «секретик». Но самым главным в этой игре было найти чужой «секретик». И вот ты, придумывая и удивляясь, находя и ошибаясь, ищешь тот самый «секретик», который тебе так необходим. Моей педагогической находкой стал один из таких «секретиков».

Малыша окружает мир, который каждый день удивляет своими цветами, шумами, запахами, загадками. Именно поэтому очень важно в дошкольном детстве помогать, развивать, формировать и вместе с ребенком решать задачи «от природы», поощряя полеты его фантазии, воображения, любознательности. Ребенок-дошкольник – это всегда искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

2 слайд

Изучая различные технологии и методики в работе с детьми, я нашла свой «секретик» - «Круги Луллия», о которой изначально я даже и не знала.

Создан данный метод был еще в 13 веке философом Раймондом Луллия, а современные авторы ТРИЗ-технологии адаптировали ее к образовательной деятельности с дошкольниками с целью развития, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения у детей.

3 слайд Цели и задачи данного метода на слайде.

Цель - интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

- развивать речь, творчество, воображение;

- развивать мышление, память, внимание детей;

- развивать художественно-эстетические навыки детей.

- развивать познавательную активность;

- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты составления и решения задач;

4 слайд Метод «луллизма» помогает мне насытить любой вид детской деятельности своей «изюминкой», вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, превращает любой вид деятельности детей в увлекательное путешествие с поиском творческого решения задач.

5 слайд Центральное место данного метода занимает многофункциональное пособие – «Круги Луллия», которое я впервые стала использовать с детьми младщего возраста. Данный метод в своем применении имеет минимальные возрастные ограничения и может использоваться для работы с детьми, начиная с 3 летнего возраста.

6 слайд Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора, которые наполнены картинками определенной тематики. Количество кругов и секторов может зависеть не только от возрастных особенностей детей, но и от уровня сложности заданий. 7 слайд Тематику заданий в младших группах предлагала я, а когда я стала работать в группе с детьми старшего дошкольного возраста, дети стали самостоятельно придумывать игры и задания, ребята стали моими помощниками при изготовлении пособия.

8 слайд Игры с «Кругами Луллия» в направлении интеллектуально-творческого развития детей условно можно разделить на несколько категорий на основе одного набора кругов :

1-й: «Найди реальное сочетание»

Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й; «Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.

3-й : «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

9 -10 слайд Круги Луллия обеспечивают интеграцию всех образовательных областей. В своей практике я использую круги Луллия как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.

Моим воспитанникам очень нравится это пособие, они активно играют, выдумывая себе задачи и стремясь коллективно их решать, пытаются изменять и комбинировать задания.

11 слайд Анализируя результаты после некоторого времени постоянной работы с «Кругами Луллия», стало понятно, насколько они помогают реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Было выявлено, что дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. Воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать. Они проявляют инициативу, самостоятельно придумывают игры, правила к ним, самостоятельно изготавливают карточки с различным содержанием; - дети стали чаще помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом, переносить свой опыт из игр в реальную жизнь. Эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие интеллектуально - творческого мышления и воображения, развитие культуры общения

А самое главное – с помощью данной методики я создаю для ребенка условия для того, чтобы он мог почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать.

12 слайд Использование метода «Круги Луллия» открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро, способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, активизируется творческая и мыслительная активность у детей.

Работа с кругами Луллия помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.

13 слайд Занятия с использованием «Кругов Луллия» всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

3. Варианты игр и упражнений с «Кругами Луллия»

3.1 Игры на подбор соответствия

Для детей младшего дошкольного возраста можно предложить игры с простыми заданиями на соответствие.

Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать речь; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного путём вращения круга.

Для детей 5-7 лет: Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Цель игры: учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации. Помочь детям запомнить дорожные знаки. Развивать логику, мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры:

Дети рассматривают на 1 круге картинки - больница, кафе, заправка, автомастерская, кемпинг, телефонная будка, пост ДПС, автомойка. На 2 круге картинки - знаки сервиса. Первый вариант: В игре участвует малый круг, на котором изображены знаки. Педагог называет знак, а ребёнок ищет картинку, обозначающую этот знак. Второй вариант: так же в этом варианте игры можно использовать 2 круга. Нужно найти знак, соответствующий сюжетной картинке и навести на него стрелку, и соединить эти две картинки.

Математические игры «Сосчитай и найди» Нужно найти каждой цифре соответствующую картинку с количеством предметов. Также возможен вариант математической игры на состав числа. (Фото в Приложении 3)

3.2 Варианты игр и упражнений с элементами случайности в установке колец.

В такого варианта играх детям нужно одновременно раскрутить два кольца. Ответ ребенка зависит от того какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно за этот элемент случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. (Фото в Приложении 4)

Игра «Где спрятался звук»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте, расширение и активизация словаря.

Описание игры:

Игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге схема, на 2-ом круге буквы, на 3-ем круге картинки. Необходимо к картинке подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Игра «Один – много»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Описание игры: На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом – с изображением нескольких предметов. Ребенок подбирает пару.

Игра «Назови сколько»

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Описание игры: на одном круге разные цифры, на втором предметные картинки. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов (одна сова, пять собак).

3.3 Игры на развитие творческого воображения.

Дети по очереди раскручивают кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.

1. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.

2. Или иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского. Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

3. Или, например, выпала комбинация «Лиса в море». Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк? «Лиса в болоте» - погналась за добычей и, вот и завязла, бедная. «Лиса в деревне» - опять кур крадет. «Лиса в городе» - в зоопарке, в гостях и т. д.

4. "Необычные вещи" Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). Сначала ребенку дается реальное задание: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором". Затем ребенок решает фантастическое задание: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Варианты наполнения колец и способы игр и заданий к ним каждый педагог может выбирать самостоятельно, а можно к этому подключить и детей.

1. и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2009.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М Дорофеевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

3. Меерович, М. Технология творческого мышления. – 2-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2016.

4. Орлов, М. А. Нетрудная ТРИЗ. – М. : Солон-пресс, 2014.

5. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ).

6. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – М. : АРКТИ, 2011

7. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006

8. Тарасенко, Т. В., Казьмина, Э. В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. // Символ науки. – 2016. – №10.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Приложение 1

Конструкция из 2 колец с 6 секциями для наполнения

Конструкция из 3 колец с 8 секциями для наполнения

Приложение 2

Методические рекомендации по построению системы

«Круги Луллия».

1. Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать

только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

2. В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

3. Для детей 5- 6 лет возможно использование конструкции из трех кругов с 6-8 секциями.

4. Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются три или четыре круга с 8 секторами на каждом.

Возраст детей Количество кругов Максимальное количество секторов на одном круге

3-4 года (младшая группа) 2 4

4-5 лет (средняя группа) 2-3 4-6

5-6 лет (старшая группа) 3 6 - 8

6-7 лет (подготовительная к школе группа) 3-4 8 - 10

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Публикации по теме:

«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия»«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» «Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» Цель: Дать знания детям о том, что магазины бывают разные. «Овощи и фрукты»,.

«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания .

Дидактическая игра «Круги Луллия» для детей 4–5 лет своими рукамиДидактическая игра «Круги Луллия» для детей 4–5 лет своими руками В современной педагогической практике всё больше используются, казалось бы, устаревшие модифицированные педагогические технологии. Сегодня.

Дидактическое развивающее пособие «Круги Луллия» для дошкольниковДидактическое развивающее пособие «Круги Луллия» для дошкольников Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную, количество, части, изменения.

Игра «Математическая Карусель» (круги Луллия)Игра «Математическая Карусель» (круги Луллия) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Круги Луллия. Игра «Что из чего сделано?»Круги Луллия. Игра «Что из чего сделано?» Вариант №1. Игра «Что из чего сделано?» Цель: формировать обобщенное понятие, что каждый объект создан из какого-либо материала. Живая.

Лэпбук — моя педагогическая находкаЛэпбук — моя педагогическая находка МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИН» с. НОВОКИЕВСКИЙ УВАЛ (наименование организации) «Моя.

Мастер-класс для педагогов «Круги Луллия»Мастер-класс для педагогов «Круги Луллия» Цель: внести в педагогическую копилку игры экологического содержания по методике развития «Круги Луллия». Задачи: - привлечь молодых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая находка «Круги Луллия»
Опубликовано: 26 апреля 2024 в 12:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая находка «Круги Луллия»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Антонова (УИ 3409894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД