Ольга Вадимовна Шипкина
Педагогическая находка «Использование карточек Гленна Домана для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОЧЕК ГЛЕННА ДОМАНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Шипкина Ольга г. Владикавказ МБДОУ Детский сад № 91, комбинированного вида.
На сегодняшний день главной задачей становится развитие речи детей с раннего возраста. А почему так? Почему именно эту проблему я задеваю? А вы знали, что в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.
Публикация «Педагогическая находка „Использование карточек Гленна Домана для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Слайд 3 давайте, посмотрим статистику
В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. 38 % звукопроизношение, 24% зрр. С чем же это связано? Не только медицинские факторы, но социально-культурные условия.
С чем же я столкнулась я, как воспитатель? С тем, что родители всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, плохо понимают обращенную к ним речь.
По ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы ДО
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; и т. д.
Слайд 4
По программе Веракса Николая Евгеньевича «От рождения до школы» по которой работает мой детский сад, образовательная область речевое развитие включает в себя: Ознакомиться можете на слайде или в брошурке.
• Речевую развивающую среду
• Формирование словаря
• Звуковую культуру речи
• Грамматический строй речи
• Связная речь
По методике Фомичевой Марии Федоровны «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» можем выделить несколько особенностей при произношении звуков, например, замена звуков, не четкое произношение. Мы должны понимать, что у детей 3 лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения. Но у детей 4-5 лет звукопроизношение совершенствуется. Шипящие звуки произносятся недостаточно четко, а звуки л и р не все дети умеют произносить.
Другая методика Алексеевой Муза Михайловна и Яшиной Валентины Ивановны, используются словесные приемы т. е. проговаривание, повторение, объяснение. Еще одна методика развития речи Ушаковой Оксаны Семеновны. На практике осуществлять действия с реальными предметами. А Стародубова Наталья Анатольевна в этой методике дети учатся объединять предметы по характеристикам. Запас лексикона увеличивается за счет рассказа описания.
Слайд 5
Мое внимание привлекла методика Гленна Домана она основана на применении особых карточек, которые развивают мозг. Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, в зависимости от тематики, а затем показывают малышу, в течение всего дня. На слайде можете ознакомиться с разделами и требованиями к карточкам.
Основные разделы
• Учим ребёнка чтению
• Развиваем интеллект
• Учимся считать
Требования к карточкам:
• Карточка должна быть белого цвета.
• Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
• На карточке должен быть изображён только один предмет.
• Все детали на карточке должны быть хорошо видны.
Метод с развивающими карточками крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения. Решила взять этот метод так как, по ФГОС ДО выстраиваем партнерские отношения родитель, ребенок, воспитатель. С помощью этого метода решила, что родители смогут легко и просто заниматься дома с детьми без лишних трудностей, что даст положительный результат в развитии ребенка.
Слайд 6 фотографии
Я столкнулась со следующим трудностями:
• ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них. Детям требовался диалог.
• у ребёнка не развивается текстовое восприятие
• Система предполагает слишком интенсивную работу
• Не получалось задействовать и мелкую моторику, и зрительную координацию.
Руководствуясь, интересами детей, наблюдениями в режимных моментах. Установила, что дети испытывают трудности в произношении гласных и согласных, вызывают трудности в употреблении в существительных с обобщающим значением, трудности в использовании глаголов и предлогов, трудности в определении места положения.
Провела диагностику на начало года, которая показала, что у детей страдает звуковая культура речи и формирование словаря.
Слайд 7
По сделанным выводам в ходе наблюдения поставила перед собой цели и задачи:
Цель: развитие звуковой культуры речи и пополнение словаря.
Задачи: можете ознакомиться на слайде или в брошурке.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы
Учить различать на слух звуки
Называть слова, начинающиеся на определенный звук
Учить использовать в речи предлоги и глаголы
Продолжать учить определять место положения (слева, справа, рядом, около, между.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Слайд 8
В разделе
• Развиваем интеллект
Взяла обобщающие понятия: фрукты и овощи, дикие и домашние животные и их детеныши, транспорт (воздушный, наземный, водный, специальный, общественный, полезные и вредные продукты. Это белые карточки формата А4 с лентой Велькро или лента-контакт. На листе 4 точки крепления фигур по горизонтали и 3 точки крепления по вертикали. Фигуры к карточкам идут отдельно. Учим отчетливо произносить слова и короткие фразы. Учим использовать в речи предлоги и глаголы. Учим употреблять существительные с обобщающим значением.
Слайд 9
Для успешной работы с родителями сделала карточки с фоном: фон – лес, ферма, Африка, корзины, земля –воздух, вода-воздух, воздух-вода-земля, полка с продуктами и тележка.)
Слайд 10
• Учимся считать (7 а)
К карточкам идут отдельно – это точки для счета, геометрические фигуры для выкладки узоров, и фигуры животных. Добавлять не только точки, но и разные предметы, животных, птиц, рыб. Здесь мы решаем следующие задачи; Закреплять правильное произношение гласных и согласных, например, берутся фигурки мишки, ребенок клеит мишку и проговаривает звук Э. Продолжать учить определять место положения (слева, справа, рядом, около, между
Учим ребёнка чтению (7 б)
Независимо от того, с какого возраста мы учим ребенка читать по методике Глена Домана, вам предстоит пройти пять основных этапов:
1. Отдельные слова. 2 Словосочетания. 3. Простые предложения. 4. Распространённые предложения. 5 Книги.
Здесь решаем такие задачи, как учить различать на слух звуки. Называть слова, начинающиеся на определенный звук
Таким образом взяв за основу карточки Домана оставила их белого цвета, но картинки сделала съемные, чтобы дети могли ими играть.
Карточки находятся в центре речевого развития. И доступны для детей в любое время, ребенок сам выбирает те задания, которые его увлекли.
Слайд 11
Работа с родителями велась в следующих направлениях: индивидуальные консультации. На родительские подгрупповые собрания предложили идею брать карточки из группы домой. В основном ребенок сам выбирал интересующую его сюжетную карточку с игрой. Для родителей были сделаны 3 памятки, как правильно играть с карточками.
1 памятка развиваем интеллект, 2. учим ребенка чтению, 3. учимся считать
Слайд 12
В средней группе мы уже тесно сотрудничаем с воспитателем осетинского языка. Она предложила создать такие карточки для национального центра. За основу взяли книгу «Мой первый словарик» Марии Джанаевой. И получилось карточки с фигурами чисел, слов, картинок, по темам семья и времена года. В перспективе дополнить карточки материалом по обобщающим темам.
Слайд 13
В промежуточной диагностике мы выявили следующие результаты.
Дети научились, внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Стали произносить четче слова и короткие фразы. 5 человек свободно произносят звук р, больше стали употреблять существительные с обобщающим значением, использовать глаголы и предлоги, так же определять место положения предмета. Таким образом, в игровой форме прививаем ребенку знания, учим выполнять действия, развиваем память, мышление и творческие способности.