Анна Кочнева
Использование холодного фарфора в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка «Использование холодного фарфора
в работе с детьми дошкольного возраста»
Всем известно, что лепка один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества, ребята с большим удовольствием создают свой мир, таким каким они его видят. Ребёнок может изменить свою поделку, усовершенствовать по- своему или создать новую, он чувствует себя творцом.
Публикация «Использование холодного фарфора в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время занятий лепкой развивается мелкая моторика рук, она напрямую связана с нервной системой ребёнка. Во время лепки у ребёнка развивается память, зрение, общее восприятие, развивается речь. Почему так? Всё очень просто: учёными доказано, что в головном мозге человека зона, отвечающая за мелкие движения пальцев рук и зона, отвечающая за развитие речи расположены очень близко и они активно взаимодействуют между собой. То есть, активизируя зону мелкой моторики рук, мы активизируем зону развития речи.
На занятиях лепкой в первую очередь нужно определиться с материалом. Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Самый распространенный - это пластилин.
Но есть ещё, на мой взгляд, более интересный материал для лепки - это холодный фарфор. Узнала я о нём на просторах интернета, решила попробовать, но сначала провела небольшое исследование: насколько он подходит для работы с детьми дошкольного возраста.
И вот что у меня получилось.
По своей консистенции холодный фарфор напоминает и пластилин, и полимерную глину. Но работать с крахмальным составом намного приятнее: в отличие от пластилина он не пачкает руки и рабочее место ребёнка, а в отличие от полимерной глины он стоит совсем недорого.
Для примера: стоимость 200 граммов полимерной глины примерно 450-500 руб., а стоимость холодного фарфора в 5-10 раз меньше.
Работать с ним совершенно безопасно. В его состав входят такие вещества, как крахмал (картофельный или кукурузный, рисовый или пшеничный, клей ПВА, вазелин, глицерин и лимонная кислота (по желанию). Если добавить какое-нибудь ароматическое масло (например, лаванда или апельсин) фарфор будет приятно пахнуть. Как видим, в состав холодного фарфора входят ингредиенты, которые мы повседневно используем как при работе в детском саду, так и в быту. Приготовить холодный фарфор самостоятельно достаточно просто, необходимо только получить некоторые навыки при создании фарфора (методом проб и ошибок)
Для создания поделки не нужно особых навыков скульптурной лепки, слепить из фарфора можно что угодно : животных, птиц, овощи, фрукты, цветы и т. п. Он очень удобен в применении, работать с ним легко и увлекательно.
Когда фигура из холодного фарфора сформирована, через некоторое время она застывает. Для этого ей необходимо от 1 до 5 дней. Всё зависит от толщины материала. Это придаёт ей прочность, устойчивость и долговечность. Пока поделка ещё не высохла, можно исправлять какие-то недостатки.
Материал очень приятно держать в руках, он тянется, легко разрывается и соединяется, приятно холодит кожу рук, держит форму будущей поделки, очень послушен в лепке.
Таким образом, я пришла к следующим выводам:
Во-первых: стоимость холодного фарфора невелика, готовую массу можно легко приготовить самостоятельно (что немаловажно).
Во-вторых: холодный фарфор экологически безопасен для ребёнка.
В-третьих: к его свойствам можно отнести прочность, устойчивость и долговечность.
В-четвё ртых: для создания поделки не нужно особых навыков скульптурной лепки
В-пятых:успокаивающе воздействует на психику ребёнка, играет роль антистресса.
Следовательно, холодный фарфор можно смело применять в работе с детьми дошкольного возраста.
В моём мастер-классе «Волшебная лепка» и педагогическом мероприятии с детьми «Бусы для девочки Машеньки» наглядно представлена технология лепки из холодного фарфора в работе с детьми дошкольного возраста, отражены основные методы и приёмы, которые используются на занятиях. Лепка из пластилина и лепка из холодного фарфора схожи, отличие лишь в некоторых свойствах (фарфор не липнет к рукам как пластилин, не плавится, в конечном результате поделка твёрдая и прочная). Соответственно, приёмы лепки используются такие же. Это следующие приё мы: отщипывание, разминание, сплющивание, скатывание, раскатывание, сглаживание, вдавливание, заострение, прищипывание, соединение при помощи клея ПВА (это отличие).
Ребята знакомятся с холодным фарфором и его свойствами, с историей возникновения холодного фарфора, с приёмами лепки фигурок животных, цветов, создания композиций из отдельно вылепленных предметов (например, цветов,учатся совмещать разные материалы (улитка из холодного фарфора, а ракушка из макаронных изделий, применяют бросовый материал (проволоку для каркаса, камушки, пуговицы для украшения поделок, используют подручные средства (пенопласт для основы, зубочистки, коробочки).