Шумилина Светлана
Конспект НОД по познавательному развитию с учетом духовно-нравственного воспитания «Чудесное превращение Петушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка
Методическая разработка НОД
по познавательному развитию
с учетом духовно-нравственного воспитания
детей старшей группы
«Чудесное превращение Петушка»
Выполнила воспитатель
МДОУ «Детский сад № 4 р. п. Семибратово»
Шумилина Светлана Николаевна
2019
Тема: «Чудесное превращение Петушка»
Возраст воспитанников : 5- 6 лет
Цель: Формировать представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с учетом духовно-нравственного воспитания „Чудесное превращение Петушка“» размещена в разделах
Образовательные задачи:
• закреплять представление о том, что доброта есть проявление души;
• совершенствовать познавательную активность;
• формировать духовно-нравственные ценности.
Развивающие задачи :
• стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
• развивать диалогическую речь, творческое воображение, внимание;
• развивать координацию движений и мелкую моторику;
• развивать навыки ориентировки на листе бумаги;
• способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные задачи :
• воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости;
• воспитывать стремление совершать добрые дела;
• воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать результат своего труда.
Методические приемы: проблемная ситуация, игровая ситуация, вопросы, беседа-диалог, пальчиковая гимнастика «Петушки», физкультурная минутка «Петя-петушок», продуктивная деятельность детей, рефлексия, сюрпризный момент, поощрения, угощение.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно-исследовательская.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
В интеграции: Художественно - эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, ФЭМП, физическое.
Форма работы: групповая, самостоятельная.
Материалы и оборудование: Ширма (домик для бабушки, мольберт, столы, стулья; бумага, восковые мелки, 1 коробка простых карандашей; картинки с изображением петушка 3 шт. ; игрушка - петушок; кроватка для петушка; миски, крупа, зерно, контейнеры; геометрические фигуры.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: р. н. с. «Лиса и петух», р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц.
Планируемые результаты: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Структура НОД:
1 часть (вводная).
Психологический настрой;
Организационный момент;
Создание проблемной ситуации.
2 часть (основная).
Беседа - диалог;
Намечаем план;
Самостоятельная работа детей;
3 часть (заключительная).
Рефлексия;
Сюрпризный момент (угощение от бабушки).
Ход НОД:
1 часть (вводная) Психологический настрой.
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте друг - другу
Нам здороваться не лень, скажем здравствуй!
Добрый день!
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся!
Организационный момент
Воспитатель : Ребята сегодня мы отправимся в гости к Бабушке. Только она живет далеко. На чём добираться будем?
Дети: Называют разный вид транспорта, в том числе и автобус.
Воспитатель : Да на автобусе поедем. Я как раз на всех билеты купила.
(Билеты в виде геометрических фигур с цифрами, детям нужно сесть на стул с той же фигурой)
Воспитатель : Я выдаю билеты, а вы занимайте свои места.
(Воспитатель проверяет справились ли ребята с заданием)
Воспитатель : Все готовы. В путь.
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот,
Мы едем-едим всё вперёд
Вот так вот!
Воспитатель : Как вы думаете, почему мы остановились? Да, правильно, мы приехали.
Воспитатель : Выходите из автобуса. Вот дом бабушкин и двор.
(Выходит из домика бабушка грустная, а в руках у неё)
Проблемная ситуация
Воспитатель и дети : Здравствуй бабушка, а почему вы такая грустная.
(Бабушка рассказывает о своей беде и просит помочь ей)
Бабушка: С Петушком моим беда приключилась, видно заболел, совсем бледный (показывает ребятам из картона белого петушка).
Воспитатель : Не расстраивайся Бабушка. мы с ребятами горю твоему поможем. Посиди, отдохни. Давайте нам Петушка мы будем о нем заботиться.
Бабушка: Спасибо Вам и то правда притомилась я (уходит в домик)
2 часть (основная)
Воспитатель :) Ребятами поможем Бабушке и Петушку? Ребята как вы думаете, почему с Петушком беда случилась?
(Ответы детей)
Воспитатель : Ребята, я кажется догадалась - это не простой, а заколдованный Петушок. Помните в сказке «Аленушка и братец Иванушка» попив из копытца грязной водицы,. Что произошло? Иванушка стал козлёночком. А почему?
(Ответы детей)
Воспитатель : А добрые поступки помогли Иванушке опять стать мальчиком. (Предлагает детям)Давайте сделаем тоже хорошее дело. А чтобы нам сделать?
(Дети предлагают варианты)
(Воспитатель подводит детей к решению нарисовать петушку друзей)
Воспитатель : Ребята скажите играть, петь, кататься на велосипеде весело одному? А с друзьями?
Продуктивная деятельность:
Воспитатель : Ребята перед тем как начать рисовать петушков мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Петушки»
Петушок зерно клюёт,
Курица к нему идёт,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зёрен клюнуть хочет.
Воспитатель показывает поэтапную последовательность выполнения работы (использую нетрадиционную технику рисования при помощью ладошки). Обводим ладошку - это туловище, затем воспитатель спрашивает детей, а чего же не хватает? Дети отвечают, а воспитатель показывает несколько способов рисования гребешка, бородки, клюва, лапок и узора на хвосте. Когда петушок будет готов, дети дополняют рисунок деталями - это по желанию (солнце, облака, травка, цветы, бабочки и т. д.). После того как работы готовы воспитатель просит детей привести в порядок своё рабочее место.
(Воспитатель незаметно меняет картинку, на которой хвост петушка приобрёл окрас)
Рефлексия по продуктивной деятельности:
- Какие красивые работы у вас получились!
- А, вы, довольны своими петушками?
- Что больше всего понравилось, а где вам было трудно? (Предполагаемые ответы детей)
- Какие петушки у вас получились? ( Дети по одному называют прилагательные: яркие, пестрые, разноцветные, важные, добрые и т. д.)
Воспитатель : И наш петушок всё краше становится, посмотрите.
Воспитатель : Мы сидели рисовали и немножечко устали выходите на разминку.
- Давайте изобразим своих петушков.
Физминутка «Петя-петушок»
Петушок, петушок, (руки на пояс приседаем)
Золотой гребешок, (проводим рукой по голове)
Маслина головушка, (ладошками гладим щеки)
Шёлкова бородушка (левой и правой руками гладим шею)
Что ты рано встаёшь, (руки поднимаем к верху и тянемся на носки)
Деткам спать не даёшь, (ладони соединяем вместе и складываем под щечку)
Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку. (Протяжно попеваем)
Воспитатель : Ребята посмотрите на нашего Петушка. Что изменилось? Правильно, ребята мы поступаем?
(Дети отвечают)
Воспитатель беседует с детьми о том, как они себя чувствуют, когда болеют и кто о них заботится.
Воспитатель : Какое нам ещё доброе дело сделать? Надо нам Петушка накормить. Ребята, а чем мы кормить его будем?
Дети: (Ответы)
Воспитатель : Бабушка, а чем ты Петю своего кормишь?
Бабушка: Да вот в мешочке (бабушка держит в руке мешочек).
(Воспитателем берёт у бабушки мешочек)
Воспитатель : Ребята, какой красивый мешочек? Давайте попробуем угадать, что же в нём.
(Дети обследуют мешочек и выдвигают предложения относительно содержимого)
Воспитатель : Давайте проверим (Высыпает в миски крупу и зерно) Что это?
Дети: Крупа и зерно.
Воспитатель : Какого они цвета?
Дети: Белого, коричневого, желтого, бардового и т. д.
Воспитатель : Для чего она нужна?
Дети: Чтобы кашу варить, детей кормить. Чтобы мы сильные были.
Воспитатель : Ребята вспомните сказку «Петушок и бобовое зёрнышко», с Петушком что случилось? Значит Петушка нельзя кормить зерном, крупное. Поможем отделить? (Насыпает в миски перемешанную крупу и зёрна)
Дети: Да.
Воспитатель : Ищите пальчиками крупные зёрна и складывайте в блюдца.
Воспитатель : Какая крупа на ощупь?
Дети: Твердая.
Воспитатель : Скажите, крупа мелкая или крупная? Я зёрна?
Дети: Крупа - мелкая, зёрна - крупные.
Воспитатель : Все зёрнышки достали. Давайте проверим у каждого в блюдце должно лежать по 5 зёрен.
Дети: (ответы)
Воспитатель : Молодцы! И с этим вы справились.
Дети: Здорова, ура.
Воспитатель : Пойдёмте посмотрим как там наш дружок-петушок.
Дети: А где Петушок? Что случилось, мы так старались.
Воспитатель : Не знаю. Давайте позовём Бабушку.
Дети с воспитателем Зовут бабушку. Она входит с игрушкой - Петушка, радостная с угощением.
Бабушка: Ребята спасибо вам большое.
(Бабушка с Петушком в руках важно делает круг почёта)
Воспитатель : Ребята бабушка рассказала, почему с Петушком беда произошла. Петушок оказывается хвастался.
-Разве можно хвастать?
Дети: Нет.
Воспитатель : Наказывает петушку,чтоб больше не хвастался. И показывает Петушку его новых друзей. Это ребята для тебя постарались.
Петушок : Благодарит ребят.
Воспитатель : Ребята, а нам пора отправляться назад в детский сад. Прощаются с бабушкой и Петушком. Садитесь в автобус на свои места. Все готовы. В путь.
Воспитатель с детьми :
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот,
Мы едем-едим всё вперёд
Вот так вот!
Воспитатель : Вот мы и приехали обратно в детский сад, выходите из автобуса. (Воспитатель просит детей сделать полукруг и проводит рефлексию)
3 часть (заключительная)
Воспитатель : Ребята сегодня у нас были самые настоящие приключения, вам понравилась поездка на автобусе? А что ещё вам запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, а скажите приятно делать хорошие поступки, помогать тем кто попал в беду? (ответы детей) Вы все молодцы. А бабушка передала для вас угощение. Прощаемся.
Список используемой литературы:
1. Е. В. Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/ Д: Феникс, 2012г.
2. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
3. Л. М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
4. Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина «Формирование опыта духовно – нравственного поведения детей 4 – 7 лет» - Волгоград: Учитель, 2014г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа. ООО ИД «Цветной мир». 2013г.
6. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5 – 6 лет» Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010г.