Долгор Шагаева
Консультация «Педагогическая находка инструктора по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Шагаева Долгор Намсараевна, работаю в детском саду инструктором по физической культуре. Вот уже 5 лет, каждый день, я прихожу в физкультурный зал любимого детского сада. Каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики во всех группах. Провожу занятия с дошкольниками, организую праздники, соревнования, эстафеты. А заполняя документацию, вижу, что за последние годы состояние здоровья детей ухудшается. Растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движения. Одна из причин ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Несмотря на большую популярность физической культуры, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Понимаю, как важно сохранить и укрепить здоровье моих воспитанников, поэтому постоянно спрашиваю себя: «Как сформировать у детей потребность в двигательной активности, как интересно и увлекательно организовать образовательную деятельность?».
Публикация «Консультация „Педагогическая находка инструктора по физической культуре“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Я считаю, что главное - помочь дошкольникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Эффективность формирования двигательных навыков дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Перспективным направлением совершенствования процесса физического воспитания старших дошкольников, на мой взгляд, является внедрение элементов моделирования. В педагогической литературе под моделированием понимается, метод исследования объектов на их моделях- аналогах определенного фрагмента природной и социальной действительности, а с другой- построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений конструируемых объектов. Выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. Предметное – моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, рисунки, планы и т. д. С помощью моделирования удается свести изучение сложного к простому, незнакомого к знакомому, т. е сделать любой сложный объект или процесс (например, порядок выполнения упражнений) доступным для всестороннего изучения и понимания. С целью развития мышления и обогащения двигательной сферы ребенка мной была осуществлена попытка введения моделей в содержание организованной образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы, карточки-задания и логико-смысловые модели. Метод моделирования играет важное значение в развитии ребенка. Прежде всего, использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную и умственную деятельность, вовлекает его в область особых отношений – сопереживания, совместной творческой деятельности. Один из ведущих специалистов умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков, справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что имело место в традиционной системе воспитания. Остановлюсь кратко на каждом виде используемых моделей.
Были составлены следующие элементы моделирования: 1. Схемы для перестроений; 2. Схемы исходных положений; 3. Смешанные схемы перестроений и исходных положений; 4. Схемы и символы последовательности выполнения упражнений; 5. Карточки тренировки определенного вида движений (по станциям); 6. Планы-карты.
Моделирующие карточки (предметные, сюжетные, карточки-схемы) используются с той или иной целью, в том числе: развития мышления и воображения дошкольников в процессе соотнесения моделей и собственных действий и движений; сбора и организации детей, выполнения различных построений, упражнений, движений и пр.
Применение карточек-схем особенно уместно на открытом воздухе, так как использование вербальных средств общения на достаточно большом пространстве и в морозные дни бывает крайне затруднено.
Очевидно, что занятия с использованием моделирующих карточек могут быть организованы, когда у ребенка накоплен уже достаточно большой двигательный опыт. Поэтому их целесообразно планировать в старшей и подготовительной к школе группах.
Моделирующие карточки предназначены для использования во вводной части традиционных и сенсомоторных занятий; при выполнении различных построений и основных видов движений.
Еще один вид наглядности, который мы используем при проведении физкультурных занятий – карточки-задания. Данные карточки предназначены для занятий с использованием тренажеров. Обучение дошкольников упражнениям на тренажерах строится следующим образом: на первом этапе детей знакомят с названием тренажера, его внешним видом, затем показываются собственно сами движения, далее происходит соотнесение названий тренажеров, их внешнего вида с их изображениями на карточках. После того, как дети познакомятся со всеми тренажерами блока (а их в каждом блоке 5, организуются занятия по принципу круговой тренировки с использование карточек-заданий. Каждой паре детей дается карточка-схема с заданиями. Каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей.
Использование моделей в работе с дошкольниками позволяет повысить эффективность обучения и скорость запоминания и как следствие качество выполнения движений.
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках
Учить работать по карточкам можно начинать со второй младшей группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках.
Для старших и подготовительных групп при проведении физкультурных занятий также используется карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды, вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.
Например; - работа с мячом; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину
Дети изучают карту и по сигналу инструктора идут на первый этап. Выполняют упражнение самостоятельно и по сигналу делают переход к следующему снаряду. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке. А воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.
Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.
Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.
Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.
В конце занятия проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т. е. расставляют пособия. При проведении подвижных игр используется карточка -схема, где изображена игра и ее правила.
Рассказывать о карточках и их применении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги : «Найти клад», «Прогулка по лесу», "Зарница"
Опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему -, желание как можно лучше выполнить задание.
Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
Всякое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а главное -любовь к детям даст отличный результат по физической культуре и здоровью ребенка в целом. Нами в системе осуществляется мониторинг физического развития детей. Наблюдается позитивная динамика физического развития дошкольников. Использование знаков, символов и моделей в физическом воспитании развивает у детей предпосылки знаково-символических универсальных учебных действий.
Используемая литература:
1. Александрова Е. Ю.
Дошкольник. Оздоровительная работа в ДОУ. М., 2007.
2. Белая К. Ю. «Физическое воспитание и познавательное
развитие дошкольника». — М. : Школьная пресса, 2007.
3. Беляева И. В. Методическая поддержка педагогов в
организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ//Справочник старшего
воспитателя. - 2011.- № 1.
4. Береснева З. И.
Здоровый малыш. Программа оздоровления в ДОУ. Москва, 2003.
5. Гусева Т. А. Использование
дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками //Дошкольная педагогика. —
2011.- № 2.
6. Голицына Н. С Нетрадиционные занятия физкультурой в
дошкольном образовательном учреждении// — М. : «Скрипторий 2003», 2004.