Елена Шапошникова
Педагогическая мастерская «Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум»
▼ Скачать +Заказ
Педагогическая мастерская
«Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум» на родительском собрании. Тема «Общение с ребенком дошкольником: две крайности в поведении детей и родителей»
Цель педагогической мастерской : освоение педагогами интерактивного метода «аквариум» при организации родительских собраний.
Предварительная работа:
Публикация «Педагогическая мастерская „Эффективное родительское собрание, Метод „аквариум“» размещена в разделах
- Аквариум
- Родительские собрания в детском саду
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. ИЗО, изодеятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
- анкетирование родителей;
- наблюдение за детьми и родителями, анализ эмпирического материала;
-презентация теории вопроса для педагогов (теория метода «аквариум»);
-подготовка видеоматериалов и текстовых проблемных задач для обсуждения в «аквариуме».
Цель собрания : психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам общения с детьми дошкольного возраста: крайности в поведении детей и родителей.
Метод «аквариум» - погружение в проблемную ситуацию общения, коммуникативное взаимодействие, принятие единой позиции поведения и взаимодействия при общении с ребенком-дошкольником.
Задача перед родителями
1. Вести публичный диалог, анализируя представленную проблемную ситуацию.
2. Выполнить объективную оценку предложенного группой родителей решения проблемной ситуации. Предлагать свои варианты решения.
3. Сформулировать правила общения и слушания своего ребенка.
Продукт: правила общения и слушания ребенка.
Ход собрания.
(любая игрушка)
1 часть – игра «Я сейчас здесь потому, что…» -передается любой предмет (игрушка) по кругу из рук в руки и родители заканчивают фразу, объясняя мотив своего пребывания на собрании. (2 мин)
2 Основная часть.
В начале я хочу показать вам результаты анкет, которые вы заполнили перед нашей встречей 2 (слайд)
Ведущий – Уважаемые родители! Тема нашей встречи касается проблеме общения и взаимодействия родителей и детей. Общение для развития дошкольника является одним из трех направлений, обеспечивающих полноценное формирование личности. О двух других направлениях развития мы говорили на предыдущих собраниях. Кто помнит эти направления? (познавательное развитие, игровая деятельность).
- Общение – это очень емкая тема и, конечно, мы не будем говорить обо всем сразу. Сегодня мы обсудим всего лишь две крайние позиции, которые можно наблюдать во взаимоотношениях родителей и детей. Первая – это истерики детей в магазинах и других общественных местах и вторая – умение родителей слушать своих детей и принимать их.
В. – Наша встреча будет не совсем обычной. Для продолжения работы необходимо разделиться на группы по 3-4 человека.
В – порядок работы следующий:
1. Участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа, я предлагаю задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.
2. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:
- прочитать вслух ситуацию-задачу либо посмотреть видео;
- обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;
- прийти к общему мнению в течение 3-5 мин.
Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.
3. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:
- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?
- была эта мысль достаточно аргументированной?
- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?
В. - После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.
Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.
В. -Участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали. (не кричать, конечно., но. разговаривать достаточно громко)
В. - Первую группу прошу занять свои места в «аквариуме».
Внимание на экран (демонстрация двух видеороликов по вопросу истерик детей в магазине) (ролик)
Вопросы к ситуации № 1.
В. -Мы увидели две модели поведения. Оцените их с позиции
• Какими будут ее дальнейшие действия мамы? Ребенка?
• Могли бы вы поступить таким образом?
• Каким будет продолжение ситуации с папой?
• Какие действия он предпримет?
В. - Выскажите общее мнение группы.
В. -Спасибо, вам, проходите на свои места. Вопрос к наблюдателям:
- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?
- была эта мысль достаточно аргументированной?
- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?
В. - Уважаемые родители, сталкивались ли вы с истерикой ребенка в магазине? Как вы выходите из подобной ситуации.
Высказывания родителей.
В. - Можно ли было предупредить возникновение подобной ситуации? Каким способом? Предложите варианты поведения родителей.
В. -Подводя итог нашему коллективному обсуждению, предложу для вас несколько правил, придерживаясь которых вы сможете избежать либо решить своевременно подобную ситуацию.
3 Слайд.
3 года 5 лет 7 лет
1. Предупреждение По возможности не заходить с ребенком в магазин.
Составить предварительно список покупок совместно с ребенком.
Договориться предварительно, что вы сможете купить ребенку Обсудить стоимость товаров и количество денег, которые можно сегодня потратить в магазине.
Предложить ребенку составить список покупок и обсудить совместно каждый из пунктов.
Определить границы возможностей
2. Первые признаки Привлечь внимание к другому объекту - игрушка, книжка, необычно расставленные товары.
Увести ребенка, увлекая его разговорами, сочиняя на ходу сказку
Попросить ребенка о помощи - достать что либо с витрины, подержать сумку, подвезти поближе тележку, подать продавцу деньги
Предложить выбор, озвучивая варианты.
Сказав «нет», коротко и ясно объясните причину отказа Предложить самостоятельно совершить какую либо покупку.
Предложить ребенку быть хранителем списка и проверять чтобы покупки точно ему соответствовали.
Сказав «нет» объясните причину отказа.
(4 слайд) Постараемся запомнить правили! И соблюдать их.
1. Сохранять спокойствие, говорить спокойным, но уверенным тоном.
2. Игнорировать требования: НЕТ никогда не должно превращаться в ДА. Наихудший выход из ситуации: «Я куплю это, просто молчи!».
3. Не обращать внимания на советы окружающих.
4. Покинуть место происшествия. Дать возможность ребенку выплакаться.
5. Обсудить истерику. после того, как ребенок успокоился, поговорить с ним о том, что стало причиной его расстройства. (5 -7 лет)
В. - Я надеюсь, что вы прислушаетесь к полученным советам и будете их придерживаться.
В. -Приглашаю занять места в «аквариуме» вторую группу.
Текст на листочках Ситуация 2. Родителям раздается текст диалога на бумажных носителях. Задача: прочитать диалог, исполняя роль мамы и ребенка. Читают диалог два взрослых.
«Мама забирает ребенка из детского сада. Ребенок радостно подбегает к ней. Р. : -Мама, мы сегодня делали кораблики. Посмотри, какой у меня получился.
М. : -Я вижу, что у тебя варежки мокрые. Почему ты не положил их сушить?
Р. : -А я кораблик быстрее всех сделал. И меня похвалили, сказали, что я очень хорошо придумал, как прикрепить парус.
М. : -И ботинки мокрые. Сколько раз тебе говорить, не лезь в снег.
Р. : -Мама, ну, посмотри, я даже капитана слепил.
М. - Это наказание, а не ребенок. Посмотри на Мишу, он чистый и сухой, а ты как всегда.
Р. : -Я забыл про варежки. Я кораблик хочу папе подарить.
М. : -Ты всегда все забываешь. Никогда ничего не слышишь. Куда мне этот кораблик положить. Пусть тут стоит.
Р. :.
М. : -Вот придем домой, папа с тобой еще поговорит»
В. – Дайте оценку эмоциональному состоянию ребенка! Права ли мама, обвиняя ребенка в том, что он никогда не слышит, все забывает? Возможно ли другое поведение мамы или это как раз то, что нужно?
В. - Выскажите общее мнение группы.
В. -Спасибо, вам, проходите на свои места. Вопрос к наблюдателям:
- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?
- была эта мысль достаточно аргументированной?
- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?
В. - В данной ситуации мы наблюдаем игнорирование рассказа ребенка, сравнение с другим ребенком, негативные оценки ребенка – наказание, все забываешь, ничего не слышишь, угроза – папа с тобой еще поговорит, отношение к работе ребенка как к чему то не важному.
Слайд 5 «Правила активного слушания» по Гиппенрейтер Ю. Б.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ребенку в беседе с ним то, о чем он рассказал вам. Чтобы ребенок видел вашу заинтересованность в разговоре с ним, соблюдайте ряд правил.
1. Повернитесь лицом к ребенку.
2. Ваши глаза должны находиться на уровне глаз ребенка. Присядьте или возьмите ребенка на руки, чтобы вести разговор «глаза в глаза».
3. Не общайтесь с ребенком, находясь в другой комнате или смотря телевизор. Это выдаст вашу незаинтересованность разговором с ним, к его проблемам.
4. Если ребенок очень расстроен, старайтесь больше его слушать и задавать меньше вопросов. А свои ответы строить в утвердительной (повествовательной) форме. В своем ответе повторите, что, как вы поняли, случилось с ребенком. Обязательно обозначьте его чувства.
5. После каждого вашего высказывания, помолчите, чтобы ребенок смог осознать его, разобраться в своих переживаниях. После ответа ребенка тоже помолчите, вдруг он что-то захочет добавить.
6. Не приказывайте и не угрожайте ребенку. Приказы покажут ребенку нежелание вникнуть в его проблему, а угрозы загонят его в еще больший тупик.
7. Не используйте нравоучения.
Ситуация №.3 Приглашается третья команда. Материал на бумажном носителе. Задание «Прочитать диалог по ролям: мама и воспитатель утром в детском саду»
Утром мама Маши:
М. -Ирина Петровна, а вам вчера вечером не икалось? а то я вас вспоминала, когда мой ребенок пришел домой грязный.
В--- Что случилось?
М. - Дело в том, что я устала стирать куртку ребенка, ведь она белая, убедительно прошу не разрешайте ребенку кататься на горке.
В. - Наталья Ивановна, да действительно ваш ребенок вчера катался на горке, ему было весело и я не могу запретить ему этого делать, но давайте я попробую всю прогулку держать его за руку.
Вед. :- В чем мама допускает ошибку? Как бы вы на ее месте поступили?
В. - Выскажите общее мнение группы.
В. -Спасибо, вам, проходите на свои места. Вопрос к наблюдателям:
- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?
- была эта мысль достаточно аргументированной?
- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?
Вывод озвучивает ведущий после выступления все желающих. «Уважаемые родители, необходимо понять, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще».
Часть3 – итоговая.
В. -Уважаемые родители, наша встречи оказалась очень продуктивной, завершая собрание,
Пожелания
Яжелаю вам в общее со своими детьми придерживаться тех позиций, правил, которые мы вместе сформулировали. Прощаясь с вами я предлагаю взять с собой домашнее задание, его выполнение покажет вам, на сколько вы умеете принимать вашего ребенка!
Все желающие берут лист с домашним заданием с собой.
Примеры домашних заданий из книги Гиппенрейтер Ю. Б.
Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
Задание второе
Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
Задание третье
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются
Задание четвертое
Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
Утром мама Маши:
М. -Ирина Петровна, а вам вчера вечером не икалось? а то я вас вспоминала, когда мой ребенок пришел домой грязный.
В--- Что случилось?
М. - Дело в том, что я устала стирать куртку ребенка, ведь она белая, убедительно прошу не разрешайте ребенку кататься на горке.
В. - Наталья Ивановна, да действительно ваш ребенок вчера катался на горке, ему было весело и я не могу запретить ему этого делать, но давайте я попробую всю прогулку держать его за руку.
Читают диалог два взрослых.
«Мама забирает ребенка из детского сада. Ребенок радостно подбегает к ней. Р. : -Мама, мы сегодня делали кораблики. Посмотри, какой у меня получился.
М. : -Я вижу, что у тебя варежки мокрые. Почему ты не положил их сушить?
Р. : -А я кораблик быстрее всех сделал. И меня похвалили, сказали, что я очень хорошо придумал, как прикрепить парус.
М. : -И ботинки мокрые. Сколько раз тебе говорить, не лезь в снег.
Р. : -Мама, ну, посмотри, я даже капитана слепил.
М. - Это наказание, а не ребенок. Посмотри на Мишу, он чистый и сухой, а ты как всегда.
Р. : -Я забыл про варежки. Я кораблик хочу папе подарить.
М. : -Ты всегда все забываешь. Никогда ничего не слышишь. Куда мне этот кораблик положить. Пусть тут стоит.
Р. :.
М. : -Вот придем домой, папа с тобой еще поговорит»