Получи документы

Педагогическая мастерская «Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум»

Елена Шапошникова
Педагогическая мастерская «Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум»
▼ Скачать +Заказ

Педагогическая мастерская

«Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум» на родительском собрании. Тема «Общение с ребенком дошкольником: две крайности в поведении детей и родителей»

Цель педагогической мастерской : освоение педагогами интерактивного метода «аквариум» при организации родительских собраний.

Предварительная работа:

Публикация «Педагогическая мастерская „Эффективное родительское собрание, Метод „аквариум“» размещена в разделах

- анкетирование родителей;

- наблюдение за детьми и родителями, анализ эмпирического материала;

-презентация теории вопроса для педагогов (теория метода «аквариум»);

-подготовка видеоматериалов и текстовых проблемных задач для обсуждения в «аквариуме».

Цель собрания : психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам общения с детьми дошкольного возраста: крайности в поведении детей и родителей.

Метод «аквариум» - погружение в проблемную ситуацию общения, коммуникативное взаимодействие, принятие единой позиции поведения и взаимодействия при общении с ребенком-дошкольником.

Задача перед родителями

1. Вести публичный диалог, анализируя представленную проблемную ситуацию.

2. Выполнить объективную оценку предложенного группой родителей решения проблемной ситуации. Предлагать свои варианты решения.

3. Сформулировать правила общения и слушания своего ребенка.

Продукт: правила общения и слушания ребенка.

Ход собрания.

(любая игрушка)

1 часть – игра «Я сейчас здесь потому, что…» -передается любой предмет (игрушка) по кругу из рук в руки и родители заканчивают фразу, объясняя мотив своего пребывания на собрании. (2 мин)

2 Основная часть.

В начале я хочу показать вам результаты анкет, которые вы заполнили перед нашей встречей 2 (слайд)

Ведущий – Уважаемые родители! Тема нашей встречи касается проблеме общения и взаимодействия родителей и детей. Общение для развития дошкольника является одним из трех направлений, обеспечивающих полноценное формирование личности. О двух других направлениях развития мы говорили на предыдущих собраниях. Кто помнит эти направления? (познавательное развитие, игровая деятельность).

- Общение – это очень емкая тема и, конечно, мы не будем говорить обо всем сразу. Сегодня мы обсудим всего лишь две крайние позиции, которые можно наблюдать во взаимоотношениях родителей и детей. Первая – это истерики детей в магазинах и других общественных местах и вторая – умение родителей слушать своих детей и принимать их.

В. – Наша встреча будет не совсем обычной. Для продолжения работы необходимо разделиться на группы по 3-4 человека.

В – порядок работы следующий:

1. Участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа, я предлагаю задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.

2. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:

- прочитать вслух ситуацию-задачу либо посмотреть видео;

- обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;

- прийти к общему мнению в течение 3-5 мин.

Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.

3. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:

- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

- была эта мысль достаточно аргументированной?

- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

В. - После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.

Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.

В. -Участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали. (не кричать, конечно., но. разговаривать достаточно громко)

В. - Первую группу прошу занять свои места в «аквариуме».

Внимание на экран (демонстрация двух видеороликов по вопросу истерик детей в магазине) (ролик)

Вопросы к ситуации № 1.

В. -Мы увидели две модели поведения. Оцените их с позиции

• Какими будут ее дальнейшие действия мамы? Ребенка?

• Могли бы вы поступить таким образом?

• Каким будет продолжение ситуации с папой?

• Какие действия он предпримет?

В. - Выскажите общее мнение группы.

В. -Спасибо, вам, проходите на свои места. Вопрос к наблюдателям:

- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

- была эта мысль достаточно аргументированной?

- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

В. - Уважаемые родители, сталкивались ли вы с истерикой ребенка в магазине? Как вы выходите из подобной ситуации.

Высказывания родителей.

В. - Можно ли было предупредить возникновение подобной ситуации? Каким способом? Предложите варианты поведения родителей.

В. -Подводя итог нашему коллективному обсуждению, предложу для вас несколько правил, придерживаясь которых вы сможете избежать либо решить своевременно подобную ситуацию.

3 Слайд.

3 года 5 лет 7 лет

1. Предупреждение По возможности не заходить с ребенком в магазин.

Составить предварительно список покупок совместно с ребенком.

Договориться предварительно, что вы сможете купить ребенку Обсудить стоимость товаров и количество денег, которые можно сегодня потратить в магазине.

Предложить ребенку составить список покупок и обсудить совместно каждый из пунктов.

Определить границы возможностей

2. Первые признаки Привлечь внимание к другому объекту - игрушка, книжка, необычно расставленные товары.

Увести ребенка, увлекая его разговорами, сочиняя на ходу сказку

Попросить ребенка о помощи - достать что либо с витрины, подержать сумку, подвезти поближе тележку, подать продавцу деньги

Предложить выбор, озвучивая варианты.

Сказав «нет», коротко и ясно объясните причину отказа Предложить самостоятельно совершить какую либо покупку.

Предложить ребенку быть хранителем списка и проверять чтобы покупки точно ему соответствовали.

Сказав «нет» объясните причину отказа.

(4 слайд) Постараемся запомнить правили! И соблюдать их.

1. Сохранять спокойствие, говорить спокойным, но уверенным тоном.

2. Игнорировать требования: НЕТ никогда не должно превращаться в ДА. Наихудший выход из ситуации: «Я куплю это, просто молчи!».

3. Не обращать внимания на советы окружающих.

4. Покинуть место происшествия. Дать возможность ребенку выплакаться.

5. Обсудить истерику. после того, как ребенок успокоился, поговорить с ним о том, что стало причиной его расстройства. (5 -7 лет)

В. - Я надеюсь, что вы прислушаетесь к полученным советам и будете их придерживаться.

В. -Приглашаю занять места в «аквариуме» вторую группу.

Текст на листочках Ситуация 2. Родителям раздается текст диалога на бумажных носителях. Задача: прочитать диалог, исполняя роль мамы и ребенка. Читают диалог два взрослых.

«Мама забирает ребенка из детского сада. Ребенок радостно подбегает к ней. Р. : -Мама, мы сегодня делали кораблики. Посмотри, какой у меня получился.

М. : -Я вижу, что у тебя варежки мокрые. Почему ты не положил их сушить?

Р. : -А я кораблик быстрее всех сделал. И меня похвалили, сказали, что я очень хорошо придумал, как прикрепить парус.

М. : -И ботинки мокрые. Сколько раз тебе говорить, не лезь в снег.

Р. : -Мама, ну, посмотри, я даже капитана слепил.

М. - Это наказание, а не ребенок. Посмотри на Мишу, он чистый и сухой, а ты как всегда.

Р. : -Я забыл про варежки. Я кораблик хочу папе подарить.

М. : -Ты всегда все забываешь. Никогда ничего не слышишь. Куда мне этот кораблик положить. Пусть тут стоит.

Р. :.

М. : -Вот придем домой, папа с тобой еще поговорит»

В. – Дайте оценку эмоциональному состоянию ребенка! Права ли мама, обвиняя ребенка в том, что он никогда не слышит, все забывает? Возможно ли другое поведение мамы или это как раз то, что нужно?

В. - Выскажите общее мнение группы.

В. -Спасибо, вам, проходите на свои места. Вопрос к наблюдателям:

- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

- была эта мысль достаточно аргументированной?

- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

В. - В данной ситуации мы наблюдаем игнорирование рассказа ребенка, сравнение с другим ребенком, негативные оценки ребенка – наказание, все забываешь, ничего не слышишь, угроза – папа с тобой еще поговорит, отношение к работе ребенка как к чему то не важному.

Слайд 5 «Правила активного слушания» по Гиппенрейтер Ю. Б.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ребенку в беседе с ним то, о чем он рассказал вам. Чтобы ребенок видел вашу заинтересованность в разговоре с ним, соблюдайте ряд правил.

1. Повернитесь лицом к ребенку.

2. Ваши глаза должны находиться на уровне глаз ребенка. Присядьте или возьмите ребенка на руки, чтобы вести разговор «глаза в глаза».

3. Не общайтесь с ребенком, находясь в другой комнате или смотря телевизор. Это выдаст вашу незаинтересованность разговором с ним, к его проблемам.

4. Если ребенок очень расстроен, старайтесь больше его слушать и задавать меньше вопросов. А свои ответы строить в утвердительной (повествовательной) форме. В своем ответе повторите, что, как вы поняли, случилось с ребенком. Обязательно обозначьте его чувства.

5. После каждого вашего высказывания, помолчите, чтобы ребенок смог осознать его, разобраться в своих переживаниях. После ответа ребенка тоже помолчите, вдруг он что-то захочет добавить.

6. Не приказывайте и не угрожайте ребенку. Приказы покажут ребенку нежелание вникнуть в его проблему, а угрозы загонят его в еще больший тупик.

7. Не используйте нравоучения.

Ситуация №.3 Приглашается третья команда. Материал на бумажном носителе. Задание «Прочитать диалог по ролям: мама и воспитатель утром в детском саду»

Утром мама Маши:

М. -Ирина Петровна, а вам вчера вечером не икалось? а то я вас вспоминала, когда мой ребенок пришел домой грязный.

В--- Что случилось?

М. - Дело в том, что я устала стирать куртку ребенка, ведь она белая, убедительно прошу не разрешайте ребенку кататься на горке.

В. - Наталья Ивановна, да действительно ваш ребенок вчера катался на горке, ему было весело и я не могу запретить ему этого делать, но давайте я попробую всю прогулку держать его за руку.

Вед. :- В чем мама допускает ошибку? Как бы вы на ее месте поступили?

В. - Выскажите общее мнение группы.

В. -Спасибо, вам, проходите на свои места. Вопрос к наблюдателям:

- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

- была эта мысль достаточно аргументированной?

- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

Вывод озвучивает ведущий после выступления все желающих. «Уважаемые родители, необходимо понять, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще».

Часть3 – итоговая.

В. -Уважаемые родители, наша встречи оказалась очень продуктивной, завершая собрание,

Пожелания

Яжелаю вам в общее со своими детьми придерживаться тех позиций, правил, которые мы вместе сформулировали. Прощаясь с вами я предлагаю взять с собой домашнее задание, его выполнение покажет вам, на сколько вы умеете принимать вашего ребенка!

Все желающие берут лист с домашним заданием с собой.

Примеры домашних заданий из книги Гиппенрейтер Ю. Б.

Задание первое

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе

Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются

Задание четвертое

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

Утром мама Маши:

М. -Ирина Петровна, а вам вчера вечером не икалось? а то я вас вспоминала, когда мой ребенок пришел домой грязный.

В--- Что случилось?

М. - Дело в том, что я устала стирать куртку ребенка, ведь она белая, убедительно прошу не разрешайте ребенку кататься на горке.

В. - Наталья Ивановна, да действительно ваш ребенок вчера катался на горке, ему было весело и я не могу запретить ему этого делать, но давайте я попробую всю прогулку держать его за руку.

Читают диалог два взрослых.

«Мама забирает ребенка из детского сада. Ребенок радостно подбегает к ней. Р. : -Мама, мы сегодня делали кораблики. Посмотри, какой у меня получился.

М. : -Я вижу, что у тебя варежки мокрые. Почему ты не положил их сушить?

Р. : -А я кораблик быстрее всех сделал. И меня похвалили, сказали, что я очень хорошо придумал, как прикрепить парус.

М. : -И ботинки мокрые. Сколько раз тебе говорить, не лезь в снег.

Р. : -Мама, ну, посмотри, я даже капитана слепил.

М. - Это наказание, а не ребенок. Посмотри на Мишу, он чистый и сухой, а ты как всегда.

Р. : -Я забыл про варежки. Я кораблик хочу папе подарить.

М. : -Ты всегда все забываешь. Никогда ничего не слышишь. Куда мне этот кораблик положить. Пусть тут стоит.

Р. :.

М. : -Вот придем домой, папа с тобой еще поговорит»

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Родительское собрание «Что такое логопункт?» Родительское собрание «Что такое логопункт? 1 слайд Здравствуйте уважаемые Родители, меня зовут Наталья Алексеевна. Я являюсь учителем-логопедом.

Родительское собрание «Что такое математика?»Родительское собрание «Что такое математика?» Родительское собрание «Что такое математика?» воспитатель Радостева Н. М. Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Родительское собрание «Новогодняя открытка»Родительское собрание «Новогодняя открытка» Задачи: - установление оптимального соотношения участия родителей и педагогов в воспитании и обучении ребёнка; - развивать коммуникативные.

Родительское собрание «О здоровье всерьёз!»Родительское собрание «О здоровье всерьёз!» Родительское собрание во второй младшей группе «О здоровье — всерьёз!»Форма проведения: Круглый стол Цель: способствовать воспитанию потребности.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Родительское собрание «Ребёнок и компьютер»Родительское собрание «Ребёнок и компьютер» (форма проведения — презентация) Цель: Информировать родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером Задачи родительского собрания:.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая мастерская «Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум»
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 06:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая мастерская «Эффективное родительское собрание. Метод «аквариум»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шапошникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД