Ирина Слепцова
Педагогическая мастерская «Придумаем сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая мастерская «Придумаем сказку».
Добрый день, уважаемые коллеги. Приглашаю вас в педагогическую мастерскую, где мы будем с вами заниматься творчеством. Но для начала я предлагаю вам пройти тест, и узнать, насколько мы творческие люди.
Тест
Каков ваш творческий потенциал?
Выберите один из предложенных вариантов ответов.
за ответ "а" - 3 очка;
за ответ "б" - 1 очко;
за ответ "в" - 2 очка.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
Публикация «Педагогическая мастерская „Придумаем сказку“» размещена в разделах
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
Вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство;
Вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память;
Вопрос 11 - зрительную память;
Вопрос 14 - ваше стремление быть независимым;
Вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться;
Вопрос 18 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик, Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.
Теперь, когда мы узнали, что мы все творческие люди, предлагаю вам вернуться в нашу педагогическую мастерскую, где сегодня мы с вами придумаем сказку. Почему же именно сказка? Потому что все мы в детстве, а кто-то и сейчас любили сказки. Сказка - уникальный инструмент, с помощью которого можно транслировать и закреплять знания и навыки. Именно при помощи сказки мы можем пополнить опыт ребенка. Сказка - это инструмент передачи детям народной мудрости, не всегда очевидной для взрослых, но понятной детям.
Нотации, нравоучения ребенком не воспринимаются, а опыт сказочных героев, выход из сложной ситуации персонажа более близок и понятен. Ребенок эмоционально переживает события вместе с героем и переносит их на себя.
Сказка помогает решить многие поведенческие проблемы. Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется шанс научить своего малыша чему-то важному.
В практике часто приходится сталкиваться с тем, что не всегда можно подобрать сказку для конкретного ребенка по его проблеме, поэтому приходиться сочинять сказки самим.
Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону.
Сейчас я предлагаю нам всем вместе научиться придумывать и составлять сказки, направленные на формирование нравственных качеств детей.
Мы все знаем, что сказка состоит из зачина или присказки, основных событий и концовки.
Цель присказки и зачина какая? Подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика.
Цель концовки: какая? Отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.
Последовательность сюжета
Жили-были Начало сказки, встреча с героями.
Для детей 3 - 4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков, животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5 – 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, бытовые сказки.
И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка
Из-за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.
Кульминация Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка… Результат действий героев сказки :
«-» - герой, совершивший плохой поступок, наказан.
«+» - герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка сказки должна быть позитивной.
Мораль сей сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.
А теперь вы готовы сами придумать сказку? Перед вами листы бумаги, карандаши и фломастеры. Я предлагаю 2 способа по желанию: можно нарисовать или просто описать.
Мы должны придумать сказку уже по имеющейся проблемной ситуации, например, для мальчика 5 лет, мальчик не здоровается по утрам. Или можем достать вот из этого чудесного мешочка любой предмет и изобразим его в чудесной сказке на бумаге.
Составление сказки участниками.
1. Для начала мы создадим образ места, где будут происходить наши сказочные события. Создаем образ места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например: детский сад, комната, парк.
2. Придумываем проблемную ситуацию, которую наш герой должен будет решить. Какой урок он должен будет усвоить.
3. Придумываем образ героя. В нашем случае это ребенок, который обладает теми или иными характеристиками. При работе в группе, можно предложить детям создать - нарисовать своих героев.
4. Помещаем героя в проблемную ситуацию.
5. Находим выход из проблемной ситуации.
Важно понимать причину, которая привела к проблеме.
Дайте прочитаем, что у нас получилось.
А сказку лучше читать или рассказывать? Для наибольшего эффекта сказку лучше рассказывать, соблюдая следующие условия:
- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он смог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- нельзя допускать затянувшихся пауз. Сказка плавно льется. Т. к. удержать внимание ребенка достаточно сложно.
У нас получилась замечательная сказка,
Спасибо за внимание!