Получи документы

Интеграция разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности

Марина Смородина
Интеграция разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности
▼ Скачать

Источники способностей и дарования

детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити-ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем

умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский.

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является организация целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учреждений, регламентируемая Федеральными государственными требованиями, связанная с развитием интегративных качеств детей, формированием в их сознании целостной картины мира. В процессе развития художественно-творческих способностей важную роль играет принцип интеграции разных видов искусства и художественно- творческих видов деятельности.

Публикация «Интеграция разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности» размещена в разделах

Именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, происходит восстановление связей между поколениями. Интеграция искусств способствует осознанию детьми собственной значимости.

Хочу отметить, что в наш век компьютерных технологий и достаточно быстрого ритма окружающей жизни, мы не должны забывать о том, как много дал нам век прошедший. Ведь без прошлого нет будущего. Это вс к тому, что моя тема не инновационная, но заслуживает внимания ничуть не меньше, чем, например, проектная или экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении.

Одна из главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей.

И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни. То, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх). И тогда, прорисовывая эти явления, реб нок как бы изживает вызванный ими страх.

Особенностью изодеятельности, отличающей е от других видов художественного творчества, является то, что результат е (рисунок, скульптура) не исчезает в момент прекращения реб нком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества. Созданное детьми изображение оста тся. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать, совершенствовать.

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т. п. Но это – творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого реб нка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.

Нужен третий путь – целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, – это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по - настоящему художественную задачу).

Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и во время свободного творчества, я заметила, что многие дети боятся рисовать обычными методами, т. к. им кажется, что они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней и старшей группах, где навыки изобразительной деятельности у детей ещ слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Тогда я задумалась: чем можно повысить интерес дошкольников к рисованию? А что если отойти от привычных кисточек и карандашей и попробовать использовать другие изобразительные материалы! Так я стала использовать на занятиях нетрадиционные техники рисования, и сделала вывод, что это увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдав, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой

собственный путь".

Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и пол т фантазии;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Используя нетрадиционные техники рисования в своей деятельности, ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из всего этого воображение ребёнка создаёт образ, который он выражает с

помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию

творческих способностей.

Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения. Очень важно нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением – изобразительную деятельность.

В совместной с реб нком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.

Ничто так не объединяет и не сплачивает детский коллектив как совместная творческая деятельность, в которой принимает участие вся группа. Одним из видов совместной творческой деятельности детей и педагога может быть создание одной большой, значимой для всех участников творческого процесса, коллективной работы при помощи любой нетрадиционной техники рисования.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги я беру разной формы : в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия старалась вносить и в организацию занятий: дети могли рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Во многом результат работы реб нка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами является:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в

гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно

почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Кроме того, эмоционально объясняю ребятам способы действий и показываю приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста использую:

• рисование пальчиками;

• рисование ладошками;

• оттиск печатками из картофеля.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я стараюсь придерживаться современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

Информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

В каждом из нас жив т художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу «о зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю не в состоянии раскрыть себя сами.

Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь им раскрыть эти таланты должны мы, взрослые

Публикации по теме:

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности  (2 часть) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеграция разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности
Опубликовано: 7 октября 2024 в 18:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Смородина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД