Наталья Митрофанова
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Митрофанова Н. Ю.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Искорка
.с. Красноярка Омской области
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность. Л. С, Выгодский.
1. Актуальность идеи
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.
В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования,дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. Д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
2. Цель идеи
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей
Задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника
3. Теоретическое обоснование.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г, Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. Методические рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов (Л. М. Маневцовой, О. Л. Князевой, А. И. Савенкова, С. Н. Николаевой, А. К. Матвеевой и др., которые предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.
.Исследования В. В. Гербовой, О. В. Дыбиной, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, В. И. Логиновой, А. И. Ивановой,личности Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, Н. К. Постниковой и др. показали, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобретательной деятельности.
Таким образом, анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию
.
4. Описание идеи.
Приступив к работе, я провела диагностирование детей и результаты показали, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений по основным разделам программы (под ред. Н. Е. Веракса,особенно по экологии. Проведя анализ результатов я выявила что это обусловлено возрастными особенностями детей. недостаточным опытом общения с природой,а также тем, что знания,полученные в готовом виде, часто не осознаются и быстро забываются.
В основу своей работы я взяла «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н. С. Веракса, О. Р. Галимов. В ней раскрываются основные темы и содержание работы развития познавательной активности детей. Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной мною в группе, которая включает оснащение;
1. Детская лаборатория (Приборы; весы,песочные часы, увеличительное стекло, магниты,термометры. Прозрачные сосуды, природные материалы, бросовый материал, технический материал, разные виды бумаги, медицинские материалы. Прочие материалы (зеркала. воздушные шары, мука, соломинки, цветные стекла, сито, соль, поддоны, формочки и т. д.)
2. Подборка литературы
3. Дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации
4. Информация для родителей (папки- передвижки)
5. Создание мини-музея. Сбор коллекций
Ежемесячно лаборатория наполняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес детей, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В Центре науки «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.
Работая по данной теме, наблюдала за детьми в ходе общих экспериментов, за их желанием самостоятельно экспериментировать, с помощью наводящих вопросов формировала умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин, два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд, находить между ними разницу
Проводила с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, петрушки, гороха, за распусканием листочков на разных ветках (тополя, березы) и т. п. Хотя наблюдения не являются экспериментом, они создают предпосылки для формирования навыков экспериментальной деятельности, дают первый опыт экспериментирования.
Совместно с детьми проводила с детьми такие эксперименты, как «Свойства воды», «Как увидеть воздух, как услышать воздух», «Свойства соли», «Свойства бумаги», «Превращение воды в лед», «Как снег становится водой» и т. д. Благодаря этому дети познакомились со свойствами предметов и явлениями окружающей действительности
5. Формы и методы работы
• Проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.)
• Беседы
• Наблюдения
• Игры
• Экскурсии
• Экспериментирование
• Исследование
• Рассказ воспитателя
• Тайна, сюрприз.
6. Перспективный план работы по экспериментальной деятельности
№ содержание Кол-во занят. сроки Формы работы
1 Опыты с воздухом
Что в стакане
Как увидеть воздух
Пламя загрязняет воздух
Парусные кораблики
Движение воздуха
1
1
1
2
1 Октябрь-ноябрь Рассказ воспитателя, опыты, занятия, игры, в повседневных ситуациях
2 Опыты с песком
Барханы
Мокрый песок
Рисунки из песка
Исследования сухого и мокрого песка
1
1
2
2 Декабрь-январь Эксперименты, игры, занятия, самостоятельная деятельность
3 Опыты с магнитом и металлом
В гостях у металлов
Что притянет магнит
Магнитные чудеса
1
1
2
4 Эксперименты с цветом
Таинственные письма
Смешивание Акварели 1
2
2 март Коллективные занятия, игры, опыты
Самостоятельная
деятельность
5 Опыты с водой
Пузыри в воде
Волшебница вода
Растворимость 2
1
2
2 Апрель-май Беседы, эксперименты, наблюдения, в повседневно-бытовых ситуациях
7. Работа с родителями
-анкетирование «Организация Экспериментально-исследовательской деятельности детей дома»
-привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды
-домашняя работа по поиску информации
-родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
-оформление наглядной информации
-создание мини-музея
-консультации, беседы
8. Перспективы развития.
Таким образом, в дальнейшей своей работе необходимо ;
-продолжить работу по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность ;
-продолжать развивать предметно-развивающую среду с учетом Ф. Г. О. С.
-активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников.
Итак, можно сделать вывод; внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада-это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения