Светлана Маколова
Педагогическая идея «Очумелые ручки, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Публикация «Педагогическая идея „Очумелые ручки, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель работы:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
Для реализации цели определила следующие задачи:
- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- развивать тактильную чувствительность рук детей.
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные методические приё мы:
Игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы).
Мозайка: игры с разными мозайками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Пазлы: собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Пальчиковые игры формируют движения пальцев рук, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.
Самомассаж пальцев и кистей. В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.
Для неумелых детских пальчиков очень полезен будет сенсомоторный коврик, который использую для углубления знания о цветах спектра, развития элементарных навыков самообслуживания: застёгивания и расстёгивания пуговиц, молний, липучек; завязывания шнурка.
Игры – шнуровки. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование; способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.
Воздушно-пузырчатая плёнка. Её применение поражает воображение, подготавливает маленькие пальчики к большей чувствительности.
Игры с пробками от пластиковых бутылок.
Игра «Подбери по цвету». Развивает у детей сенсомоторные навыки.
Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
- Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, солнце, волны и т. д.).
- Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут- будут из печи
Булочки и калачи».
- Насыпаем в глубокую тарелку сухой горох и прячем в неё игрушку. Ребенок опускает руку в тарелку и нащупывает игрушку.
- Игра «Помоги пальчику добраться домой» (проводя им по дорожке). Целью данной игры является развитие тактильной чувствительности, развитие мелкой моторики, координации движений.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. Развивают мелкую моторику, внимание, память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
- Игра "Волшебный мешочек". Для игры нам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков. Положить в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесить все это на крючки. Назвать ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложить снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное)
Также для развития мелкой моторики использую игру «Помоги ёжику собрать грибы». Суть игры состоит в следующем: ёжик, набирая грибы, так увлёкся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. «Давайте поможем ёжику подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставляйте их в прорезы.
Занятия продуктивной деятельности. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз.
Для развития моторики использую упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги.
Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Наши дети еще малы и я опасаюсь дать им ножницы, поэтому предлагаю рвать бумагу руками - как получится. Также использую для развития мелкой моторики сминание пальцами комочков из бумаги.
Игры с конструктором - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.
Игры с предметами домашнего обихода:
- Можно взять решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят»
- Особый интерес у детей вызывает игра "Колючие иголочки"- (массаж ладоней и пальчиков рук, ребёнок катает круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая, например:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
- Сматывание шерстяной пряжи в клубки.
- Игра «Намотай- забинтуй». У Мишки заболела лапка, нужно её забинтовать. Способствует овладению действий - наматывание и разматывание, необходимых для развития согласованности и точности движений рук.
Для родителей я предлагаю упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая им и чувствуя себя нужным.
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль)
3. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты. 4. Помогать перебирать крупу.
5. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
6. Собирать на даче или в лесу ягоды.
7. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
9. Включать и выключать свет.
10. Перелистывать страницы книги.
Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Многие новоприобретенные навыки не облегчат родителям жизнь. Но зато они смогут гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!