Татьяна Вдовенко
Воспитание и развитие детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания на базе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
С 2012-2013 учебного года в рамках осуществления проектно-экспериментальной деятельности на базе МАДОУ «Волшебница» начал работу развивающий центр «Капитошка» для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения города. В течение трех лет работала в группе кратковременного пребывания детей «Капитошка» (мини-группа) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание и развитие детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания на базе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в связи с возросшим в нашем городе спросом родителей к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, создания условий, направленных на выполнение социального заказа населения на услуги дошкольного образования, повышения уровня доступности дошкольного образования, были открыты 3 мини-группы кратковременного пребывания, одну из которых вела я. Максимальная наполняемость групп – до 10 человек, работали группы 1 раз в неделю – субботу или в воскресенье, продолжительность по времени – два часа.
Работу с детьми строила в рамках реализации программы группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Капитошка» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница».
Цель программы: содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить наиболее продуктивное развитие индивидуальности каждого;
Задачи:
• развивать социальную компетентность ребё нка: помощь в овладении навыками общения со взрослыми
• укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей
• развивать психические процессы, в соответствии с возрастными особенностями каждого ребенка
• осуществлять педагогическое просвещение родителей по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала
• способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Принципы построения программы:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3. Предполагает построение развивающего процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение ранней социализации детей
- укрепление физического и психического здоровья
- развитие психических процессов в соответствии с возрастом
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания и развития ребенка в семье.
Игра – более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Поэтому все мероприятия, которые я проводила в группе кратковременного пребывания проходят в игровой форме. Я заметила, что если ребенок много двигается, он быстро и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если суметь переключить их внимание на активную двигательную деятельность. Поэтому в образовательном маршруте запланированы: физкультурные занятия, музыкальные занятия, развлечения, игровая деятельность.
Программой разработан образовательный маршрут, который строится как вариативный, с учетом возможностей и темпов развития детей, что в свою очередь, обеспечивает развитие коммуникативных, игровых, практических способностей, развивающих самообразовательные инициативы, которые обеспечивают счастливое детство. Образовательный маршрут, включает такие направления развития, как сенсорное, физическое, речевое, психоэмоциональное, развитие мелкой моторики; организуется развитие посредством художественно-эстетической, музыкально-театрализованной и экологической деятельности.
При организации предметно-развивающей среды ГКП были задействованы следующие помещения детского сада : прогулочная веранда; зал хореографии; сенсорная комната; музыкальный и физкультурный залы; изостудия; класс экологии/экспериментирования. Организация предметно-пространственной среды является важнейшим моментом, несмотря на то, что деятельность организована в различных помещениях, соблюдены основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития). Правильно созданная предметная среда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей. Маршрут:
1. Прогулочная веранда 1: дети раздеваются, общаются друг с другом.
2. Групповая комната : организуется обучение и закрепление культурно-гигиенических навыков (высаживание на горшок, мытьё рук, пользование полотенцем).
3. Физкультурный зал: двигательное развитие, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, основные виды деятельности (ОВД) : игры со спортивным инвентарём и оборудованием, подвижные игры.
4. Прогулочная веранда 2: игры на большом надувном батуте, с мягкими модулями.
5. Класс экологии/ экспериментирования: наблюдение за обитателями живого уголка, полив и опрыскивание растений, развитие сенсорных, познавательных, речевых способностей (распознавание цвета, формы, количества (упражнения на сенсорику, дыхание, с сыпучими, мелкими и др. материалами для экспериментирования).
6. Класс хореографии: игры на познавательно-речевое развитие и мелкой моторики, подвижные игры.
7. Изостудия: развитие тонкой моторики – стимуляция двигательной деятельности: координации движений рук и глаз, упражнения по: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
8. Музыкальный зал: музыкально-театрализованная деятельность, формирование ролевых действий: песенки, потешки, стихи, хороводные игры, подвижные упражнения.
9. Групповая комната : развлечения, театрализованная деятельность, дидактические игры, свободная игровая деятельность.
10. Сенсорная комната: психо-эмоциональное развитие, длительность пребывания регламентирована педагогом, соблюдение правил нахождения в сенсорной комнате.
11. Прогулочная веранда 1: церемония прощания с детьми и их родителями.
На занятиях широко использовала наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя использовала редко.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта с ребенком, доверия детей к воспитателю. Задача состояла не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата.
Я использовала все формы развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т. п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.
Уже после нескольких дней пребывания в группе малыши освоились в новой обстановке, начали проявлять интерес к детскому саду, охотно идут на занятия. Конечно, двухлетнему ребенку понравятся любые преподнесенные в увлекательной форме развивающие занятия, особенно если при этом его не будут разлучать с мамой. Поэтому мы решили, чтобы родители являлись непосредственными участниками игровой и развивающей деятельности в группе.
Надо сказать, что не все родители сразу подключились к работе педагога с детьми. Им тоже необходимо было дать время на адаптацию, так как содержание и формы работы, которые им предлагает детский сад, – совершенно новые для них условия. Но очень скоро родители втянулись, раскрепостились, и каждого нового посещения ждали с большим нетерпением.
С 1 июня группа развивающего центра «Капитошка» закрывается на летний период. Родители дали положительную оценку работе с детьми, выразили желание в начале учебного года, если не предоставят место в детском саду полного пребывания, вернуться в наш детский сад для продолжения посещения группы кратковременного пребывания. Также родители признались, что до посещения детского сада, они не предполагали, насколько широк спектр образовательных услуг, предлагаемый нашим дошкольным учреждением, насколько важно для посещения детского сада соблюдение режима, и как необходимо прививать ребёнку данного возраста навыки самообслуживания. Убедились, что нельзя перекладывать воспитание и обучение ребёнка только на «плечи» детского сада. Только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада возможна реализация задач развития личности ребёнка, тем самым удовлетворяя образовательные запросы родителей.