Юлия Богданова
«Нравственное воспитание детей в трудовой деятельности». Консультация для воспитателей детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственное воспитание детей в трудовой деятельности».
Консультация для воспитателей детского сада.
Воспитатель : Богданова Ю. С.
2016
«Труд – основное условие всей человеческой жизни –
и при том в такой степени, что мы в известном
смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека!»
Ф. Энгельс.
Публикация «„Нравственное воспитание детей в трудовой деятельности“, Консультация для воспитателей детского сада,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. Труд способен : укрепить физические качества; развить умственные способности; повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. ; развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу; Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности. (3 слайд).
Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд. В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.
Во всех возрастных группах используется самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе. Ручной труд — в старшей и подготовительной группах. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда. В средней группе возрастает объём трудовых задач и в старших достигает максимума. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Именно в старшей группе закладывается основа трудовых умений детей. В подготовительной же группе сформированные навыки и умения совершенствуются.
Виды труда по ФГОС.
1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места.
2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда : труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
3. Труд в природе. Содержание труда : уход, выращивание растений. Специфика: результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых); часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение); ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность. Позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.
4. Ручной и художественный труд. Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:
• дети сами изготавливают поделки;
• дети учатся украшать своими изделиями группу, участок. (4 слайд).
Задачи нравственного воспитания в трудовой деятельности :
• сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
• развить трудовые умения, усовершенствовать их;
• воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, аккуратность, бережливость;
• сформировать навыки в организации рабочего процесса;
• формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания. (5 слайд).
Формы и организация труда.
1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуальных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).
3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. (6 слайд)
Условия организации трудовой деятельности.
1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение: если дети заняты ручным трудом – тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.
2. Совместный труд детей с взрослыми (с родителями, с воспитателями)
3. Обсуждение результатов труда и поощрение (значки, медали).
4. Организация материальной среды и трудового оборудования.
Трудовое оборудование должно быть:
• подобрано в соответствии с возрастом;
• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;
• хватать всем детям.
5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
6. Трудом нельзя наказывать.
7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. (7 слад).
При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, специалисты постоянно сталкиваются с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей. (8 слайд)
Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы ее достижения, добиться намеченной цели, то, как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет?
Для того чтобы трудовая деятельность стала средством воспитания, детей нужно мотивировать побуждая к трудовой деятельности : поощрять, играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядно показывать в совместном труде, беседовать, в художественной литературе, на примере героев рассматривать иллюстрации. Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл. (9 слайд)
В младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Так, когда ребенка трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Важно пронаблюдать поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.
Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума тоже полить». Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания. Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д.
Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность, определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели.
Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному: одни – в горшок, другие в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий. Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?»
Вывод,чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. Однако бывают случаи, когда ребенок ставит перед собой цель и решает простые и понятные ему задачи. Но ребенок может поставить и такую цель, которую заведомо не сможет выполнить, так как дошкольник пока не умеет соотносить свои возможности с поставленной и принятой целью. Поэтому именно взрослому необходимо выбирать для детей задания. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнить задание. При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно.
Чтобы работа по нравственному воспитанию в трудовой деятельности была систематической и целенаправленной, нужно учитывать знания, полученные детьми в предыдущих группах, ближайшем окружении, месте работы родителей, знакомить с основными предприятиями города, рассказывая о профессиях, проводить совместные с родителями занятия, в которых папы и мамы наших воспитанников рассказывали бы о своих профессиях и домашних заботах.
Помимо всех известных форм работы с детьми по нравственному воспитанию в труде, главной является работа с семьей, поэтому нужно привлекать пап и мам к непосредственному участию в труде совместно с детьми. Многие папы и мамы охотно откликаются на предложения участвовать в конкурсе поделок или в субботнике на участке группы и т. д. (10 – 18 слайды).
В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (19 слайд).