Лариса Озерская
Консультация для родителей дошкольников «Педагог-психолог: кто он и чем занимается в саду?»
▼ Скачать
Консультация для родителей дошкольников на тему:
Педагог-психолог: кто он и чем занимается в саду?
Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Именно этими вопросами задаются многие родители.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Педагог-психолог: кто он и чем занимается в саду?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психолог в детском саду — это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Основная цель работы педагога-психолога – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог:
1. Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
2. Помощь в преодолении нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
3. Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана.
4. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации.
5. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
6. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, при взаимодействии всех специалистов сопровождения: с логопедом, воспитателем, другими специалистами, родителями.
7. Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
8. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
9. Повышение психолого-педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое - это консультации;
Второе направление - это диагностика;
Третье направление - это коррекционно-развивающая работа;
Четвёртое направление - это психологическое просвещение и психологическая профилактика.
С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:
1. Социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т. д. ;
2. Трудности в эмоциональном развитии: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка;
3. Возрастные особенности развития детей: кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет, ведущий вид деятельности и т. д. ;
4. Проблемы общения со сверстниками;
5. Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка.
Возрастная группа Что делает психолог?
I младшая группа
(2 — 3 года) • Сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
• Ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы
• Игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
• Консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
• Консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода
II младшая группа
(3 — 4 года)
• Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
• Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
• Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Средняя группа
(4 — 5 лет)
• Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
• Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
• Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.
• Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для направления на ТПМПК г. Белгорода
Старшая группа
(5 — 6 лет)
• Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
• Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики рекомендации по развитию ребенка
• Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
• Выявление и поддержка одаренных детей
Подготовительная группа
(6 — 7 лет)
• Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
• Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
• Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
• Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.
• Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
• Итоговая диагностика готовности детей к обучению в школе
• Выявление и поддержка одаренных детей
Старшая группа
компенсирующей направленности для детей с ТНР
(5 — 6 лет)
• Динамическая индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
• Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
• Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
• Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группах по 3-4 ребенка по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
• Коррекционно-развивающие занятия с детьми для развития эмоционально-волевой сферы (фронтально)
• Выявление и поддержка одаренных детей
Подготовительная группа
компенсирующей направленности для детей с ТНР
(6 — 7 лет)
• Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
• Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
• Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
• Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.
• Коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к обучению в школе (фронтально)
• Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группах по 3-4 ребенка по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
• Итоговая диагностика готовности детей к обучению в школе
• Динамическая индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
• Выявление и поддержка одаренных детей