Ирина Инякина
Влияние физического развития на умственные способности дошкольников в процессе образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.
Публикация «Влияние физического развития на умственные способности дошкольников в процессе образовательной деятельности» размещена в разделах
Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Актуальность и перспективность
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Главным фактором укрепления и сохранения здоровья является систематическая двигательная активность, формирующаяся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОУ призвано формировать у ребёнка правильное и сознательное отношение к себе и своему здоровью.
Можно утверждать, что современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в целом определены. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Но главными, я считаю следующие:
• необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
• необходимость расширять представление детей о составляющих компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон, свежий воздух) и факторах, разрушающих здоровье.
Таким образом, на интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и ЗОЖ.
Условия формирования опыта
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждой дошкольной образовательной организации, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.
Цель работы: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи :
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т. е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребё нка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.
Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:
1) Наглядно-действенное мышление.
2) Наглядно-образное мышление
3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу.
В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы:
• просторные групповые помещения со спальнями;
• медицинский блок;
• музыкальный и физкультурный зал;
• методический кабинет;
• кабинет логопеда;
• кабинет для кружковой работы;
• спортивная площадка, оборудованная спортивно-игровым оборудованием, ямой для прыжков;
• площадки для прогулок оснащены малыми формами.
Теоретическая база опыта
Начиная работу по теме «Влияние физического развития на умственные способности дошкольников в процессе образовательной деятельности», мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также определены задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Это было необходимо для того, чтобы изучить содержание физического воспитания, чтобы осознать то, как эта проблема рассматривается учеными - разработчиками, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. Вот что показало изучение литературы.
Т. И. Осокина по изучаемой теме выделяет такие задачи:
а) охрана жизни ребенка;
б) укрепление здоровья;
в) совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию;
г) повышение работоспособности.
В. И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
а) охрана жизни и укрепление здоровья;
б) обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма;
в) формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т. п.
А. В. Кенеман, Г. В. Хухлаева сформулировали три следующие группы задач:
А) оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
Б) образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
В) воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
М. А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е. Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.
Итак, задача физического развития и оздоровления ребенка – дошкольника в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т. п.
Технология опыта
В процессе инновационной деятельности собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.
Инновационная деятельность по формированию физических качеств дошкольников включает :
1) воспитательно-образовательный процесс : физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки;
2) строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр. ;
3) наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, беседы, консультации и пр. ;
4) цикл бесед для детей: «Изучаем свое тело», «Правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», «Что такое настроение?» и др.
Реализация работы ведё тся по следующим направлениям:
- Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
- Проведение динамических пауз, во время проведения образовательной деятельности;
- Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
- Организация оздоровительного часа в конце прогулки один раз в неделю;
- Организация оздоровительного бега в утренние часы, в теплый период года;
- Гимнастика после дневного сна;
- Организация занимательной двигательной деятельности различного вида : пальчиковые игры и упражнения;
- Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
- Проведение досугов, праздников, работа с семьёй.
Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость.
В системе физкультурно-оздоровительной деятельности прочное место занимают физкультурные праздники, развлечения и досуги. Интересное содержание, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. Темы праздников могут быть самыми разными: «А ну-ка, мальчики», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлые старты» и т. д.
Наибольшую пользу для оздоровления детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Широко использую физкультурные досуги, которые не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы).
Организация мероприятий с детьми включает разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк.
Важную роль в укреплении здоровья детей имеет совместная работа с семьёй, которая строится на следующих основных положениях:
- единство целей и задач в воспитании ребёнка;
- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ;
- взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательного отношения друг к другу;
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьё й включает:
- ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики).
Результативность опыта
Анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Для создания целостной системы двигательной активности детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. В дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает интерес детей к занятиям физической культурой, увеличивает эффективность образовательной деятельности.
Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются всеми педагогами ДОУ в разных формах организации педагогического процесса : в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы. Физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было безопасно и доступно детям.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Трудоемкость опыта
Трудности при применение данного опыта могут заключаться в следующем:
• Современные родители мотивированны к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение ребенка без учета реальных возрастных возможностей, с одной стороны и желание учителей школ получить подготовленного ученика - с другой.
• Слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад: дети испытывают «двигательный дефицит», у детей задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
• Родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди», даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми дошкольного возраста во всех образовательных организациях, всеми педагогами в любых формах детской деятельности : непосредственно образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками. Данный инновационный педагогический опыт может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.