Вероника Сергеевна Бороздюхина
Патриотизм — как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
Публикация «Патриотизм — как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества» размещена в разделах
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни, поскольку история России – история самоотверженной борьбы за независимость с многочисленными внешними врагами в течение многих столетий. Патриотизм – это сложное многогранное явление. Как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты, в первую очередь он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости.
«Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» (Вырщиков, 2006, 10).
На наш взгляд, патриотизм как качество личности включает в себя:
патриотические чувства : любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу и личное в ней участие; переживание чувств, привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к великой истории и культуре России;
патриотическое сознание : сформированность понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа, всей планеты, всего человечества, осознание необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
патриотическое поведение : активная жизненная позиция, преданность своей стране, стремление к созиданию, укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчиняя свои и групповые интересы интересам страны и народа.
Правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (ИПС Консультант Плюс, 2018).
Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
Как идея и движущая сила развития общества и государства, патриотизм рассматривался мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Бэкона, А. Шартье, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Фихте, Ж. П. Сартра и др.
В начале нового века в России происходит возрастание значимости патриотического формирования, идет восстановление его структуры, наполнения ее новым содержанием. Этот процесс носит многоаспектный характер и включает в себя решение многочисленных общественных проблем : улучшения качества жизни россиян, реализацию задач семейного воспитания, поиск путей формирования исторического сознания молодежи, форм более широкого использования в воспитательной работе традиций военно-патриотических мероприятий, поисково-краеведческой работы, национальных традиций (Иванова, 2017).
Формирование патриотизма – традиционная для отечественной педагогики и школы задача, и решение ее связано с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению памятников истории, с воспитанием чести и достоинства, дисциплинированности, чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей формирования, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» (Ушинский, 1996, 160).
С точки зрения В. С. Шиловой, патриотическое формирование – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа (Буйлова, 2013).
Данная тема актуальна, т. к. патриотизм, проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Библиографический список
1. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев// - Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // ИПС Консультант Плюс, 2018 [Офиц. сайт]. URL : https://www.consultant.ru ( дата обращения: 17.03.2018).
3. Иванова, Е. К., Чемерилова И. А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект /Е. К. Иванова, И. А. Чемерилова // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе : сборник статей Межд. Науч-практ. конф. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 107.
4. Ушинский, К. Д. Избранные произведения / К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 1946.
5. Буйлова Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/ Л. Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. – № 6. – С. 39 – 48.