Татьяна Гицевич
Патриотическое воспитание в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов,
работайте над закреплением их памяти.
П. А. Флоренский
Любовь к Родине начинается с любви к семье и к Родине малой. Поэтому особое значение в программе патриотического воспитания в нашем детском саду имеет раздел «Как жили люди в старину далёкую». Его содержание предполагает знакомство детей с традициями и укладом жизни в русских и хакасских семьях, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды национального жилища предков, с особенностями женской и мужской работы, национальной одежды и украшений, с народными ремеслами и фольклором, праздниками и обрядами. Это знакомство целесообразно осуществлять средствами народной игры. У каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков – их опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений, которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.
Публикация «Патриотическое воспитание в условиях детского сада» размещена в разделах
Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающею направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьёвке или по сговору.
Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм, например: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эта игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединённые одним сюжетом, например, «зимние игры» – игры со снегом; снежки, строительство снежных крепостей, взятие их. Вариантом игротеки может быть соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских и хакасских народных игр.
Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2014
2. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
С-Пт., 2015
3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2018
4. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2015
5. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2017